Ремонт мотор вентилятора тл 110м



УСТРОЙСТВО И РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЯ ВЕНТИЛЯТОРА ТЛ-110М (Работа содержит 40 листов, 2 рисунка, список литературы 6 наименований)

2 СОДЕРЖАНИЕ Введение. История электрической тяги. Цель работы Общие сведения о мотор-вентиляторе ТЛ Назначение электродвигателя ТЛ Технические данные Конструкция электродвигателя.. 2 Описание технологии ремонта Система планово-предупредительного ремонта электровозов Условия работы вспомогательных машин Подготовка электродвигателей к ремонту Ремонт остова и его деталей Ремонт якоря и его деталей. 2.6 Монтаж электродвигателя вентилятора 2.7 Испытания двигателя ТЛ-110 после ремонта. 2.8 Инструменты, материалы, приспособления, применяемые при ремонте мотор-вентилятора Организация безопасных условий труда при ремонте электромашин Общие требования охраны труда. 3.2 Требования техники безопасности при ремонте. Заключение. Список использованной литературы. Изм. докум. Подпись Дата Разраб. Иванов Провер. Иванов Реценз. Иванов Н. Контр. Иванов Утверд. Иванов Устройство и ремонт электродвигателя вентилятора ТЛ-110М ПЭР ПЗ Лит. 2 ПУ-1 гр. 1 ов 40

3 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МОТОР-ВЕНТИЛЯТОРЕ ТЛ НАЗНАЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ТЛ-110 Вспомогательными называют тяговые электрические машины (двигатели и генераторы), обслуживающие собственные нужды электровозов. Эти машины располагают в кузове электровоза. Для охлаждения тяговых двигателей на электровозах устанавливают специальные вентиляторы, приводимые во вращение электрическими двигателями, которые получают питание от контактной сети. Установку, состоящую из вентилятора и электрического двигателя, принято называть двигательвентилятором или мотор-вентилятором. На многих электровозах постоянного тока эти установки используют и для охлаждения пусковых резисторов. Большинство электрических аппаратов электровозов имеют дистанционное управление. Для включения или переключения таких аппаратов на катушки управления их приводами подают напряжение 50 В. Для питания цепей катушек управления таких аппаратов, а также цепей освещения и заряда аккумуляторной батареи на электровозах устанавливают специальные генераторы с номинальным напряжением 50 В, которые называют генераторами управления. На электровозах постоянного тока эти генераторы приводят во вращение теми же двигателями, что и вентиляторы. На электровозах устанавливают по два мотор-вентилятора. Это позволяет более просто, чем при одной установке, осуществить подачу вентилирующего воздуха к двигателям, регулировать количество вентилирующего воздуха благодаря последовательному и параллельному включению мотор-вентиляторов и иметь на электровозе резервный генератор управления. Принцип действия вспомогательных электрических машин такой же, как и тяговых двигателей. Вспомогательные электрические двигатели, получающие питание от контактной сети, выполняют на номинальное Изм. докум. Подпись Дата 9

4 напряжение на их зажимах, равное 3000 В: Для ограничения тока при пуске машин в их цепи включают резисторы. У машин, непрерывно работающих продолжительное время после пуска, эти резисторы полностью или частично выводят из их электрических цепей. Чтобы не усложнять электрические цепи вспомогательных машин и цепи управления ими, пусковые резисторы из цепей машин выводят одной ступенью с помощью специальных устройств, действующих автоматически. 1.2 ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ Электродвигатель постоянного тока ТЛ-110М служит приводом центробежного вентилятора Ц13-50 и генератора управления НБ-110 (или ДК-405К). Электродвигатель установлен в машинном отделении каждой секции перпендикулярно продольной оси электровоза. Его технические данные следующие: Мощность, квт. 53,1 Напряжение на коллекторе, В Ток якоря, А. 20,6 Частота вращения, об/мин Сопротивление обмоток при температуре 20 С, Ом: якоря 2,7 главных полюсов. 2,9 дополнительных полюсов. 0,97 Класс изоляции по нагревостойкости: остова. F якоря. в К. п. д. 0,873 Режим работы. продолжительный Система вентиляции. двигатель самовентилирующийся Изм. докум. Подпись Дата 10

5 Возбуждение. последовательное Масса, кг КОНСТРУКЦИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ Электродвигатель ТЛ-110М постоянного тока, четырехполюсный, состоит из остова 4 (см. рис. 1), якоря, щеточного аппарата 2 и подшипниковых щитов 1 и 9. Остов электродвигателя цилиндрической формы, отлит из стали 25Л-1. Он служит одновременно магнитопроводом. На стороне, противоположной коллектору, предусмотрены окна, закрытые сеткой, для выхода вентилирующего воздуха, а в нижней части лапы для крепления его к фундаменту. Остов также имеет приливы с отверстиями для транспортировки. Четыре главных полюса имеют вертикальное и горизонтальное расположение, а дополнительные полюсы расположены по диагональным осям. Сердечники 15 главных полюсов собраны из тонколистовой стали Ст2 толщиной 1,5 мм и скреплены стальными заклепками. Сердечники прикреплены к остову тремя стальными шпильками М24. Сердечники 13 дополнительных полюсов изготовлены из толстолистового стального проката с латунными наконечниками и прикреплены к остову тремя латунными болтами М16. Для обеспечения надежной коммутации при переходных режимах между остовом и дополнительными полюсами предусмотрены диамагнитные прокладки толщиной 3 мм. Катушка 14 главного полюса имеет 287 витков и изготовлена из прямоугольного провода ПСД размерами 2,24 X 3,75 мм. Катушка 12 дополнительного полюса имеет 120 витков и изготовлена из прямоугольного провода ПСД размерами 2,0X3,55 мм. Корпусная изоляция катушек главных и дополнительных полюсов выполнена из стеклослюдинитовой ленты Изм. докум. Подпись Дата 11

6 Рис.1- Продольный (а) и поперечный (б) разрезы электродвигателя ТЛ-110М ЛС40Ру-ТТ 0,13X25 мм в шесть слоев с перекрытием в половину ширины ленты. Катушки совместно с сердечниками полюсов пропитаны в эпоксидном компаунде ЭМТ-1 или ЭМТ-2 ТУ ОТН и представляют собой неразъемные моноблоки. Изм. докум. Подпись Дата 12

7 Воздушный зазор между якорем и главным полюсом равен 4 мм, а между якорем и дополнительным полюсом 5,7 мм. Щеточный аппарат состоит из траверсы поворотного типа, в которой закреплены четыре изоляционных пальца. Палец представляет собой стальную арматуру, опрессованную пресс-массой АГ-4В, сверху которой насажен фарфоровый изолятор. На пальцах закреплены четыре щеткодержателя, которые можно регулировать в радиальном направлении. В щеткодержателе установлено по одной щетке ЭГ-61 размерами 10X25x50 мм. Якорь электродвигателя состоит из коллектора 3 (рис. 1), обмотки 8, уложенной в пазы сердечника 6, набранного в пакет из электротехнической стали 1312 толщиной 0,5 мм и имеющего три ряда аксиальных отверстий диаметрами 22, 20, 18 мм для прохода вентилирующего воздуха, передней 5 и задней 7 нажимных шайб, вентилятора 10 и вала 11. Пакет якоря с нажимными шайбами и коллектор напрессованы на вал якоря. Коллектор электродвигателя набран из 343 медных пластин; диаметр его рабочей поверхности З90 мм. Медные пластины изолированы друг от друга миканитовыми прокладками, а от корпуса миканитовыми манжетами и цилиндром. Волновая обмотка якоря состоит из 43 катушек. Катушка состоит из восьми секций; она намотана из круглого провода ПЭТВСД диаметром 1,4 мм в два оборота. Соединение концов обмотки и клиньев с петушками выполняют пайкой оловом 03 ГОСТ с флюсом КСп ОСТ погружением в ванну. Корпусная изоляция катушек состоит из шести слоев стеклослюдинитовой ленты ЛСЭК-5-СПл толщиной 0,11 мм, одного слоя ленты фторопласта толщиной 0,03 мм и одного слоя стеклоленты толщиной 0,1 мм, уложенных с перекрытием в половину ширины ленты. Катушки якоря в пазах и лобовые части катушек закреплены стеклобандажной лентой толщиной 0,18 мм по СТП ТН Изм. докум. Подпись Дата 13

Источник

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ТИПА ТЛ-110М МОТОР-ВЕНТИЛЯТОРА

На электровозах ВЛ11 м установлены электродвигатели типа ТЛ-110В, аналогичные по устройству электродвигателю ТЛ-110М, но имеющие мощность 53, 9 квт.

Основные элементы(рис.35):остов 4, два подшипниковых щита 1 и 9, четыре главных (14,15) и че-

тыре дополнительных (12,13) полюса, якорь (5, 6, 7, 8), вентилятор 10, щеточный узел (2, 3,1).

Остов. Остов 4 цилиндрической формы. (рис. 35). Служит для крепления основных элементов и яв-

ляется магнитопроводом. Имеет два отверстия под подшипниковые щиты, приливы 28 для транспортировки, лапы 27 для крепления к фундаменту, приливы 29 для крепления коробки 30 с выводами и со стороны противоположной коллектору, окна 26 для выхода охлаждающего воздуха.

Подшипниковые щиты. Подшипниковые щиты служат для размещения моторно – якорных под-

шипников, то есть для центровки вала якоря, и создания запаса смазки. Оба щита крепятся к остову 4 болтами. Подшипниковый щит со стороны коллектора имеет смотровой люк, закрытый съемной крышкой 25 с отверстиями для засасывания охлаждающего воздуха. Кроме этого, он имеет приливы 31 для крепления лап остова генератора управления и продолговатые отверстия для прохода охлаждающего воздуха от генератора управления. Как и в тяговом электродвигателе, на валу якоря и в отверстиях щитов, смонтированы детали подшипниковых узлов. На вал якоря с двух сторон напрессованы передние упорные кольца 16, внутренние кольца 17 якорных подшипников 19 и задние упорные кольца 18. В отверстиях щитов запрессованы наружные кольца подшипников 19 с роликами и сепараторами. Наружное кольцо подшипника со сто-

Читайте также:  Лучшие вентиляторы для ноутбуков

Рис.35. Продольный (а) и поперечный (б) разрезы электродвигателя ТЛ-110М.

1- подшипниковый щит; 2- траверса; 3-коллекторная пластина; 4-остов; 5- передняя нажимная шайба; 6- сердечник якоря; 7- задняя нажимная шайба; 8- обмотка якоря; 9- подшипниковый щит; 10- вентилятор; 11- вал; 12- катушка дополнительного плюса; 13- сердечник дополнительного полюса; 14 – катушка главного полюса; 15- сердечник главного полюса; 6- переднее упорное кольцо;17- внутреннее кольцо подшипника; 18- заднее упорное кольцо; 19- наружное кольцо с роликами и сепаратором; 20- наружная крышка подшипника; 21- задняя крышка подшипника; 22- нажимной конус; 23- корпус коллектора; 24- маслобойное кольцо; 25- коллекторный люк; 26- вентиляционное окно; 27- лапа; 28- кронштейны для транспортировки; 29- прилив; 30- коробка для выводов; 31- приливы для крепления генератора управления; 32- щёткодержатель; 33- трубка.

роны коллектора зафиксировано в щите передней 20 и задней 21 крышками с вертикальными лабиринтами, скрепленными между собой и со щитом болтами. Внутреннее пространство между крышками образует подшипниковую камеру, заполненную при сборке на 2/3 объёма смазкой ЖРО в количестве 250-300 грамм. Устройство подшипникового щита со стороны противоположной коллектору отличается тем, что роль задней крышки выполняет сам подшипниковый щит. Добавление смазки производят через трубки 33.

Главные полюсы.Главные полюсы (рис.35,б) служат для создания основного магнитного потока

двигателя. Полюс состоит из шихтованного , клёпанного сердечника 15 и катушки 14. Катушка намотана из изоляционного провода прямоугольного сечения и имеет 287 витков. Корпусная и покровная изоляции класса F Монолит: катушка изолирована стеклослюдинитовой лентой и вместе с сердечником пропитана в эпоксидном компаунде под давлением.

Дополнительные полюсы (добавочные).Дополнительные полюсы (рис.35,б) служат для улучшения коммутации. Полюс состоит из сплошного, стального сердечника 13 и катушки 12. Она имеет 120 витков и намотана из изолированного провода прямоугольного сечения. Удерживается на сердечнике при помощи латунных угольников. Сердечник крепится к остову через диамагнитную прокладку толщиной 3мм. Изоляция катушки аналогична изоляции катушки главных полюсов. Воздушный зазор между якорем и главными полюсами составляет 4 мм, а между якорем и дополнительными полюсами 5,7мм

Якорь. Якорь служит для создания магнитного потока, который взаимодействует с магнитным пото-

ком главных полюсов, создает вращающий момент двигателя. Якорь состоит из вала 11, коллектора (3, 22, 3), передней нажимной шайбы 5, сердечника 6, задней нажимной шайбы 7 и обмотки якоря 8.

Сердечник якоря набран из листов электротехнической стали толщиной 0,5 мм, имеет 3 ряда акси-

альных отверстий диаметром 22, 20 и 18 мм, центральное отверстие под вал якоря, по окружности 43 паза под катушки обмотки якоря и углубления под стеклобандаж, крепящий эти катушки. Сердечник напрессовывается на вал по шпонке.

Обмотка якоря волновая. Она имеет 43 катушки, в катушке 8 секций, в секции два витка из изолированного провода круглого сечения. Корпусная и покровная изоляции класса В (в стеклослюдинитовая лента, фторопласт и стеклолента). Секции обмотки якоря впаиваются в прорези петушков коллекторных пластин. Для полного заполнения прорези применяют медные клинья. После этого, обмотка якоря, как в пазовый так и в лобовых частях крепиться бандажами из стеклобандажной ленты.

Коллектор. Коллектор обеспечивает коммутацию, то есть сохраняет постоянным направление тока

в секциях обмотки якоря под каждым из главных полюсов. Состоит из корпуса 23 и нажимного конуса 22.

Между ними располагаются 343 медных коллекторных пластин 3 и столько же миканитовых. Они изолируются от корпуса и нажимного конуса с боков миканитовыми манжетами (конусами), а снизу – миканитовым цилиндром. После изоляции пластин, корпус и нажимной конус стягиваются болтами. Как и у тягового электродвигателя, выступающая часть миканитовой манжеты, расположенной на нажимном конусе, с натягом бандажируется стеклобандажной лентой и последний её слой покрывается электроизоляционной эмалью НЦ-929 до получения ровной и гладкой поверхности. Собранный коллектор напрессовывается на вал якоря по шпонке. Эту часть коллектора называют изоляционным или миканитовым конусом. Для исключения попадания смазки на коллектор из подшипниковой камеры подшипникового щита, между корпусом коллектора и задней крышкой подшипникового щита, устанавливается маслоотбойное кольцо 24.

Щёточный узел.Щёточныйузел служит для подвода тока через коллектор к обмотке якоря. Состо-

ит из поворотной траверсы 2, четырех изоляционных пальцев с закреплёнными на них щёткодержателями 32 со щётками.

Поворотная траверса 2 представляет из себя стальное кольцо с продолговатыми отверстиями для её поворота и крепления к подшипниковому щиту. На ней закреплены четыре стальных пальца опрессованных пресмассой АГ-4 с насажанными на них фарфоровыми изоляторами. На конце пальца имеется плоская поверхность с гребёнкой и отверстие для крепления щёткодержателя. В каждом щёткодержателе установлена щётка типа ЭГ-61 размером 10 ´25 ´ 50 мм.

Вентиляция электродвигателянезависимая. Вентиляция осуществляется вентилятором 10 с

радиальными лопатками, напрессованным на вал якоря по шпонке. Охлаждающий воздух засасывается в отверстия в крышке генератора управления с коллекторной стороны, проходит между его якорем и полюсами и через продолговатые отверстия в подшипниковом щите электродвигателя вентилятора поступает к коллектору. Одновременно воздух засасывается через отверстия в коллекторном люке электродвигателя. Проходит в воздушном зазоре между якорем и полюсами, затем через три ряда аксиальных отверстий в сердечнике и выбрасывается наружу через отверстия в крышке 26 с противоколлекторной стороны.

Схема соединения обмоток. Так как электродвигатель ТЛ-110м является двигателем с последова-

тельным возбуждением, то все его обмотки соединяются последовательно по следующей схеме (рис.35, 36): вывод Я, перемычка между плюсовыми щеткодержателями, плюсовые щетки коллектор, секции обмот-

ки якоря, коллектор, минусовые щётки и щёткодержатели, перемычка между минусовыми щёткодержателями, катушки четырех дополнительных полюсов, соединённых последовательно, средний вывод С1, четыре катушки главных полюсов, соединенных последовательно, вывод С2,

Рис.36. Схема соединения катушек обмоток Рис. 37. Схема соединения

главных и дополнительных полюсов с обмот- обмотки якоря двигателя

кой якоря двигателя ТЛ-110М. ТЛ110М.

Примечания:

· средний вывод С1 используется при формировании электровоза в три секции для подключения параллельно обмотке главных полюсов резистора ослабления возбуждения. Кроме этого, наличие среднего вывода облегчает замер, как омического сопротивления обмоток, так и сопротивления изоляции этих обмоток;

МОТОР-КОМПРЕССОР.

Мотор – компрессор агрегат, состоящий из электродвигателя и компрессора, смонтированных на одном фундаменте.

На электровозах ВЛ11 и ВЛ11 м приводом компрессора КТ-6эл служит электродвигатель типа НБ-431П или типа ТЛ-122, соединенный упругой муфтой с коленчатым валом компрессора.

Источник

Электродвигатель ТЛ-110М

Назначение и технические данные. Электродвигатель постоянного тока ТЛ-110М служит приводом центробежного вентилятора Ц13-50 и генератора управления НБ-110 (или ДК-405К). Электродвигатель установлен в машинном’ отделении каждой секции перпендикулярно продольной оси электровоза, Его технические данные следующие!

Мощность I . 53,1 кВт

Напряжение «а коллекторе . 3000 В

Ток якоря . 20,6 А

Частота вращения . 990 об/мин

Сопротивление обмотки якоря при температуре

Сопротивление всех катушек главных полюсов при температуре 20 °С. 2,9 >

Сопротивление всех катушек дополнительных полюсов при температуре 20 "С . . 0,97 » Класс изоляции по иагревостойкости:

Режим работы. продолжительный

Система вентиляции. двигатель самовентилирующийся

Конструкция. Электродвигатель ТЛ-1 ЮМ (рис. 42, 43 и 44) постоянного тока, самовентнлирующийся, четырехполюсный с последовательным возбуждением состоит из остова 4 (см. рис. 42), якоря, щеточного аппарата 2 и подшипниковых щитов 1 и 9.

Остов электродвигателя цилиндрической формы, отлит из стали 25Л-1. Он служит одновременно магиитопроводом. На стороне, противоположной коллектору, предусмотрены окна, закрытые сеткой, для выхода вентилирующего воздуха, а в нижней части — лапы для крепления его к фундаменту. Остов также имеет приливы с отверстиями для транспортировки.

Четыре главных полюса имеют вертикальное и горизонтальное расположение, а дополнительные полюсы расположены по диагональным осям. Сердечники 15 главных полюсов собраны из тонколистовой стали Ст2 толщиной 1,5 мм и скреплены стальными заклепками. Сердечники прикреплены к остову тремя стальными шпильками М24. Сердечники 13 дополнительных полюсов изготовлены из толстолистового стального проката с латунными наконечниками и прикреплены к остову тремя латунными болтами М16. Для обеспечения надежной коммутации при переходных режимах между остовом и дополнительными полюсами предусмотрены диамагнитные прокладки толщиной 3 мм.

Читайте также:  Вытяжной вентилятор awenta отзывы

Катушка 14 главного полюса имеет 287 витков и изготовлена из прямоугольного провода ПСД размерами 2,24×3,75 мм. Катушка 12 дополнительного полюса имеет 120 витков и изготовлена из прямоугольного провода ПСД размерами 2,0X3,55 мм. Корпусная изоляция катушек главных и дополнительных полюсов выполнена из стеклослюдииитовой ленты ЛС40Ру-ТТ 0,13X25 мм в шесть слоев с перекрытием в половину ширины ленты. Катушки совместно с сердечниками полюсов пропитаны в эпоксидном компаунде ЭМТ-1 пли ЭМТ-2 ТУ ОТН.504.002-73 и представляют собой неразъемные моноблоки.

Воздушный зазор между якорем и главным полюсом равен 4 мм, а между якорем и дополнительным полюсом 5,7 мм.

Продольный (а) и поперечный (б) разрезы электродвигателя ТЛ-ИОМі

I 1-подшипниковые шиты; 2 — щеточный аппара г 3 — ^ЛЛ^М^Т1 МЛ-"/».» «-я’ы. шайбы; (.-сердечник якоря: в — обмотка якоря; 10^и/^вного’по-натушка и сердечник дополнительного полюса. 14. Ю катушка

(Неточный аппарат состоит из траверсы поворотного типа, в которой закреплены четыре изоляционных пальца, Палец предъявляет собой стальную арматуру, опрессованную прессмассой АГ-4В, сверху которой насажены фарфоровые изоляторы. На паль-■;;г1Х закреплены четыре щеткодержателя, которые можно регулировать в радиальном направлении. В щеткодержателе установлено но одной щетке ЭГ-61 размерами 10X25x50 мм.

Якорь двигателя состоит из коллектора 3 (см. рис. 42), обмотки 8, уложенной в пазы сердечника 6, набранного в пакет из электротехнической стали 1312 толщиной 0,5 мм и имеющего три ряда аксиальных отверстий диаметрами 22, 20, 18 мм для прохода вентилирующего воздуха, передней 5 и задней 7 нажимных шайб, вентилятора 10 и вала 11. Пакет якоря с нажимными шайбами и коллектор напрессованы на вал якоря. Коллектор двигателя набран из 343 медных пластин; диаметр его рабочей поверхности 3;)0^и,’в мм. Медные пластины изолированы друг от друга мика-нитовымн прокладками, а от корпуса — миканнтовыми манжетами и цилиндром. Волновая обмотка якоря состоит из 43 катушек. Катушка состоит из восьми секций; она намотана из круглого провода ПЭТВСД диаметром 1,4 мм в два оборота. Соединение концов обмотки и клиньев с петушками выполняют пайкой оловом 03 ГОСТ 860-75 с флюсом КСп ОСТ 160.614.011-71 погружением в ванну.

Корпусная изоляция катушек состоит из шести слоев стекло-слюдинитовой ленты ЛСЭК-5-СПл толщиной 0,11 мм, одного слоя ленты фторопласта толщиной 0,03 мм и одного слоя стеклоленты толщиной 0,1 мм, уложенных с перекрытием в половину ширины ленты. Катушки якоря в пазах и лобовые части катушек закреплены стеклобандажной лентой толщиной 0,18 мм по СТП ТН.128-71,

На сердечнике якоря для намотки стеклобандажной ленты предусмотрены радиальные канавки.

В качестве якорных подшипников в электродвигателе применены роликовые подшипники. Со стороны коллектора установлен фиксирующий роликовый подшипник 80-92317Л1; со стороны, противоположной коллектору,-плавающий подшипник 80-32417М. Наружные кольца подшипников запрессованы в подшипниковые щиты, изготовленные из стального литья, а внутренние кольца напрессованы на вал якоря. Конструктивное исполнение подшипникового узла обеспечивает создание в нем камеры для смазки, а также уплотнение для предотвращения утечки смазки. Подшипниковые щиты прикреплены к остову шестью болтами М20 с пружинными шайбами. Подшипниковый щит со стороны коллектора имеет специальные приливы для крепления остова генератора управления ИБ-110 (или ДК-405К). На конец вала со стороны, противоположной коллектору, насажен ротор центробежного вентилятора Ц13-50, закрепляемый гайкой, а на другой конец вала —якорь генератора НБ-110 (ДК-405К).

Вентиляция двигателя осуществляется встроенным вентилятором, который засасывает воздух через отверстия в подшипниковом щите со стороны коллектора и крышки коллекторного люка и удаляет его через отверстия сетки, установленной вокруг остова со стороны, противоположной коллектору.

Источник

МОТОР-ВЕНТИЛЯТОР

Электродвигатели всех вспомогательных машин — электромашины постоянного тока. Состоят из элементов, имеющих назначение, аналогичное назначению элементов тяговых электродвигателей, и подобное им конструктивное исполнение. Номинальное напряжение на коллекторах всех электродвигателей 3000 В, поэтому расчётное межламельное напряжение почти в два раза выше, чем у тяговых электродвигателей. Однако коммутация относительно устойчива, так как, во-первых, величина тока в обмотках якорей небольшая, а, во-вторых, отсутствует реверсирование. Кроме того, для ограничения величины пускового тока и бросков тока при колебаниях напряжения в контактной сети, в цепь электродвигателей вспомогательных машин включаются пусковые и демпферные резисторы. Пусковые резисторы, включаемые в цепь более мощных электродвигателей, автоматически выводятся из их цепи при уменьшении пускового тока до величины, близкой к номинальной, а демпферные — остаются включенными постоянно. Но, несмотря на применение этих резисторов, пусковой ток по величине кратковременно превышает в 5-7 раз номинальное значение. Для сокращения времени действия таких больших пусковых токов необходимо, чтобы при пуске электродвигатели развивали большой вращающий момент, приводящий к быстрому увеличению частоты вращения якоря, а следовательно противо-э.д.с., и к уменьшению пускового тока электродвигателя.

Как указывалось выше, электродвигатели вспомогательных машин не реверсируются, что позволяет все их обмотки соединить последовательно внутри машины и иметь только два выводных провода с маркировкой Я и КК, за исключением электродвигателя ТЛ-110М вентилятора. Кроме того, в отличие от тяговых электродвигате­лей, электродвигатели вспомогательных машин имеют самовентиля­цию. При такой системе вентиляции в двигателе устанавливается вентилятор с радиальными лопатками, вращающийся вместе с якорем. Исключение составляет тихоходный электродвигатель НБ-431П ком­прессора, обмотки которого охлаждаются от мотор-вентилятора. Как и у тяговых электродвигателей, щёткодержатели устанавливаются на поворотной траверсе, позволяющей отрегулировать положение щёток на нейтрали и добиться их безыскровой работы.

Все электродвигатели имеют четырех-полюсную систему возбуждения, за исключением электродвигателя П-11М вспомогательного компрессора, и волновую обмотку якоря, т.к. напряжение их на коллекторах составляет 3000В. Исключение составляет генератор преобразователя, который имеет петлевую обмотку, так как номинальный ток его обмотки якоря равен 800 А.

Мотор — вентилятор — это агрегат, состоящий из электродвигателя, генератора управления и центробежного вентилятора. Приводом этого агрегата является электродвигатель последовательного возбуждения типа ТЛ — 110М. На его удлинённый вал якоря с одной стороны напрессована по шпонке ступица колеса центробежного вентилятора, а с другой стороны — якорь генератора управления типа НБ-110.

4.2.1. ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ТИПА ТЛ-110М МОТОР-ВЕНТИЛЯТОРА.

Мощность, кВт. 53,1

Напряжение на коллекторе, В……………………… 3000

Ток якоря, А. 20,6

Частота вращения, об/мин ………………………….. 990

Сопротивление обмоток при температуре 200 С, Ом:

главных полюсов. 2,9

дополнительных полюсов . 0,97

Класс изоляции по нагревостойкости:

полюсной системы …………………………………. F

Режим работы ……………………………………… продолжительный.

Система вентиляции н. самовентиляция

На электровозах ВЛ11 м установлены электродвигатели типа ТЛ-­110В, аналогичные по устройству электродвигателю ТЛ-11ОМ на ВЛ-10, но имеющие мощность 53, 9 квт, на 0,8 квт больше.

Основные элементы: остов 4 (рис.4.1,а), два подшипниковых щита 1 и 9, четыре главных (14,15) и четыре дополнительных (12,13) полюса (рис.4.1,б), якорь (5, 6,7,8,11) с коллектором (22,23,3,) вентилятор 10, щеточный узел (2, 3,1).

Остов.Остов 4 цилиндрической формы (рис.4.1). Служит для крепления основных элементов и является одновременно магнитопроводом. Имеет два отверстия под подшипниковые щиты, приливы28 для транспортировки, лапы 27 для крепления к фундаменту, приливы 29 для крепления коробки 30 с выводами и со стороны противопо­ложной коллектору, окна 26 для выхода охлаждающего воздуха.

Подшипниковые щиты. Подшипниковые щиты служат для размещения моторно-якорных подшипников, то есть для центровки вала якоря, и создания запаса смазки. Оба щита крепятся к остову 4 болтами. Подшипниковый щит со стороны коллектора имеет смотро­вой люк, закрытый съемной крышкой 25 с отверстиями для засасывания охлаждающего воздуха. Кроме этого, он имеет приливы 31 для крепления лап остова генератора управления и продолговатые отверстия для прохода охлаждающего воздуха от генератора управления. Как и в тяговом электродвигателе, на валу якоря и в отверстиях щитов смонтированы детали подшипниковых узлов. На вал якоря с двух сторон напрессованы передние упорные кольца 16, внутренние кольца 17 якорных подшипников 19 и задние упорные кольца 18. В отверстиях щитов запрессованы наружные кольца подшипников 19 с роликами и сепараторами. Наружное кольцо подшипника со стороны коллектора зафиксировано в щите передней 20 и задней 21 крышками с вертикальными лабиринтами, скрепленными между собой и со щитом болтами. Внутреннее пространство между крышками образует подшипниковую камеру, заполненную при сборке на 2/3 объёма смазкой ЖРО в количестве 250-300 грамм. Устройство подшипникового щита со стороны противоположной коллектору отличается тем, что роль задней крышки выполняет сам подшипниковый щит. Добавление смазки производят через трубки 33.

Читайте также:  Канальный вентилятор soler palau td 500 150 3v

Главные полюсы. Главные полюсы (рис.4.1,б) служат для создания основного магнитного потока двигателя. Полюс состоит из шихтованного, клёпанного сердечника 15 и катушки 14. Катушка намотана из изолированного провода прямоугольного сечения и имеет287 витков. Корпусная и покровная изоляции класса F Монолит: катушка изолирована стеклослюдинитовой лентой и вместе с сердечником пропитана в эпоксидном компаунде под давлением.

Дополнительные полюсы (добавочные).Дополнительные полюсы (рис.4.1,б) служат для улучшения коммутации. Полюс состоит из сплошного, стального сердечника 13 и катушки 12. Она имеет 120 витков и намотана из изолированного провода прямоугольного сечения. Удерживается на сердечнике при помощи латунных угольников. Сердечник крепится к остову через диамагнитную прокладку толщиной 3мм. Изоляция катушки аналогична изоляции катушки главных полюсов. Воздушный зазор между якорем и главными полюсами составляет 4 мм, а между якорем и дополнительными полюсами 5,7мм.

Якорь.Якорь служит для создания магнитного потока, который взаимодействует с магнитным потоком главных полюсов, создает вращающий момент двигателя. Якорь состоит из вала 11, коллектора (3, 22,23), передней нажимной шайбы 5, сердечника 6, задней нажимной шайбы 7 и обмотки якоря 8.

Сердечник якоря изготовлен из листов электротехнической стали толщиной 0,5 мм, имеет 3 ряда аксиальных отверстий диаметром 22, 20 и 18 мм, центральное отверстие под вал якоря, по окружности 43 паза под катушки обмотки якоря и углубления под стеклобандаж, крепящий эти катушки. Сердечник напрессовывается на вал по шпонке.

Обмотка якоря волновая. Она имеет 43 катушки, в катушке 8 секций, в секции два витка из изолированного провода круглого сечения. Корпусная и покровная изоляции класса 8 (стеклослюдинитовая лента, фторопласт и стеклолента). Секции обмотки якоря впаиваются в прорези петушков коллекторных пластин. Для полного заполнения прорези применяют медные клинья. После этого обмотка якоря, как в пазовой, так и в лобовых частях закрепляется бандажами из стеклобандажной ленты.

Коллектор.Коллектор обеспечивает коммутацию, т.е. сохраняет постоянным направление тока в секциях обмотки якоря под каждым из главных полюсов. Состоит из корпуса 23 и нажимного конуса 22. между ними располагаются 343 медные коллекторные пластины 3 и столько же миканитовых пластин. Они изолируются от корпуса и нажимного конуса с боков миканитовыми манжетами (конусами), а снизу- миканитовым цилиндром. После изоляции пластин, корпус и нажимной конус стягиваются болтами. Как и у тягового электродвигателя, выступающая часть миканитовой манжеты, расположенной на нажимном конусе, с натягом бандажируется стеклобандажной лентой и последний её слой покрывается электроизоляционной эмалью НЦ-929 до получения ровной и гладкой поверхности. Собранный коллектор напрессовывается на вал якоря по шпонке. Эту часть коллектора называют изоляционным или миканитовым конусом. Для исключения попадания смазки на коллектор из подшипниковой камеры подшипникового щита, между корпусом коллектора и задней крышкой подшипникового щита, устанавливается маслоотбойное кольцо 24.

Щёточный узел. Щёточный узел служит для подвода тока через коллектор к обмотке якоря. Состоит из поворотной Г-образной траверсы 2, четырех изоляционных пальцев с закреплёнными на них щёткодержателями 32 со щётками.

Поворотная траверса 2 представляет из себя стальное кольцо с продолговатыми отверстиями для её поворота и крепления к подшипниковому щиту болтами. На ней закреплены четыре стальных пальца, опрессованных пресс-массой АГ-4, с насаженными на них фарфоровыми изоляторами. На конце пальца имеется плоская поверхность с гребёнкой и отверстие для крепления щёткодержателя. В каждом щёткодержателе установлена щётка типа ЭГ-61 размером 10х25х50 мм.

Вентиляция электродвигателя независимая. Вентиляция осуществляется вентилятором 10 с радиальными лопатками, напрессованным на вал якоря по шпонке. Охлаждающий воздух засасывается в отверстия в крышке генератора управления с коллекторной стороны, проходит между его якорем и полюсами и через продолговатые отверстия в подшипниковом щите электродвигателя вентилятора поступает к коллектору. Одновременно воздух засасывается через отверстия в коллекторном люке электродвигателя. Проходит в воздушном зазоре между якорем и полюсами, затем через три ряда аксиальных отверстий в сердечнике и выбрасывается наружу через отверстия в крышке 26 с противоколлекторной стороны.

Схема соединения обмоток.Так как электродвигатель ТЛ-11ОМ является двигателем с последовательным возбуждением, то все его обмотки соединяются последовательно по следующей схеме(рис.4.2 и 4.3): вывод Я, перемычка между плюсовыми щеткодержателями, плюсовые щетки, коллектор, секции обмотки якоря, коллектор, минусовые щётки и щёткодержатели, перемычка между минусовыми

щёткодержателями, катушки четырех дополнительных полюсов, соединённых последовательно, средний вывод С1, четыре катушки главных полюсов, соединенных последовательно, вывод С2.

Источник

Перемотка электродвигателей постоянного тока

Квалифицированный ремонт электродвигателей постоянного тока в Москве с привлечением профессионалов высшего класса обеспечит быстрое и качественное восстановление оборудования с минимальными затратами. При необходимости наши мастера могут оперативно выехать для решения проблем прямо на месте эксплуатации электроустановок. Ниже рассмотрим перечень предлагаемых услуг и ознакомимся с разновидностями ремонтируемых электродвигателей.

Разновидности ремонтных работ

Разновидности ремонтных работ

  1. Технические работы представляют комплекс операций по устранению неисправностей, обнаруженных в период планового обслуживания. В процессе может выполняться как замена поврежденных элементов, так и перемотка электродвигателей постоянного тока.
  2. Текущий ремонт эл. двигателей постоянного тока подразумевает устранение незначительных неполадок, возникающих в процессе эксплуатации.
  3. Срочный — это экстренное восстановление оборудования в кротчайшие сроки. Данный вид ремонта электродвигателей постоянного тока в Москве является достаточно востребованным. Стоимость услуги оговаривается индивидуально с учетом характера неисправности, частоты, кВт и других характеристик конкретной модели.
  4. Капитальный ремонт электродвигателей постоянного тока — это комплекс мероприятий по полной разборке с детальной дефектовкой каждой детали и последующей очисткой, перемоткой статорной и/или роторной обмотки, заменой (при возможности) или починкой поврежденных элементов.

Разновидности ремонтируемых двигателей

Тяговые моторы используются для приведения в движение различного транспорта и оборудования. Перемотка электродвигателей постоянного тока такого типа требует особых навыков и опыта.

Крановые электродвигатели отличаются большим магнитным потоком, обеспечивающим максимальную перегрузочную способность, делая их наиболее эффективными для комплектации кранов и различного грузоподъемного оборудования.

Лифтовые эл. двигатели являются частью конструкции привода, обслуживающего любой лифт. Благодаря компактным размерам большинства моделей перемотка электродвигателей постоянного тока этой категории занимает не более 1–3 суток.

Разновидности ремонтируемых двигателей

Основные этапы ремонта роторов электродвигателей

Качественно отремонтировать или перемотать электродвигатель постоянного тока может только квалифицированный специалист. В процессе работы важно соблюдать технические указания производителя и строго придерживаться регламентов обслуживания. Только такой подход позволит гарантировать длительный бесперебойный эксплуатационный период.

Чтобы перемотать обмотку мотора постоянного тока необходимо выполнить следующие операции:

  • демонтаж и разборка электроустановки;
  • снятие ротора (якоря);
  • проверка обмотки и статора на предмет дефектов;
  • восстановление/замена изоляции, вала, коллектора и прочих поврежденных деталей (при необходимости);
  • перемотка;
  • сборка и диагностика оборудования.

Ремонт в Москве электродвигателей постоянного тока может проводиться непосредственно на месте установки агрегата или стоянки машины, перечень необходимых этапов починки при этом может отличаться.

Особенности ремонта коллекторов электродвигателей

При перемотке электродвигателя постоянного тока нужно уделить особое внимание состоянию коллектора. При детальной диагностике на его поверхности часто выявляют шероховатости и царапины, которые являются признаками серьезных дефектов, спровоцированных попаданием внутрь конструкции загрязнений и/или влаги.

Ремонт коллекторов электродвигателей постоянного тока включает такие этапы:

  • диагностика конструкции;
  • демонтаж коллектора;
  • ремонт (при возможности) или установка новых (восстановленных) комплектующих;
  • сборка и проверка работоспособности.

Чтобы быстро и качественно перемотать электродвигатель постоянного тока или заказать другие виды услуг, звоните прямо сейчас. Уточнить цену ремонта можно в прайс-листе или позвонив нашему менеджеру.

Источник

Adblock
detector