Рабочий объем вентилятора это

Рабочий объем вентилятора это

В каталогах для вентиляторов часто приводят аэродинамические характеристики вентилятора в виде графика.

Рассмотрим такой график для центробежного вентилятора среднего давления и покажем почему иногда нельзя включать такой вентилятор с открытым входом.

Аеродинамические характеристики вентилятора среднего давления

В нашем случае это вентилятор среднего давления ВЦ 14-46 №4 . Рассмотрим пример его аеродинамических характеристик, взятых из паспорта на вентилятор.

На графике красным цветом отмечены мои дорисовки для лучшего понимания материала, изложенного ниже.

На графике:
Pv – полное давление, Па;
Q – производительность, тыс. м3/час;
– установочная мощность, кВт;
n – частота вращения рабочего колеса, об/мин;
η – КПД агрегата.Реальные кривые полного давления вентилятора Pv(Q) при вращении его рабочего колеса (крыльчатки) при оборотах n=950 об/мин и n=1450 об/мин обозначены двумя жирными линиями. Здесь же приведена серия ниспадающих кривых, пересекающих кривые Pv(Q) (тонкие линии). Эти кривые иногда называют кривыми мощности (или кривыми равной мощности). На каждой такой кривой приведена мощность электродвигателя.

На самом деле, это кривые полного давления Pv’(Q), которое имел бы этот вентилятор, если бы он работал с переменной частотой вращения, но при постоянной мощности.

Слева от точки пересечения с реальной кривой Pv(Q) — с повышенной частотой вращения относительно номинала, а правее точки пересечения — с пониженной частотой.

Из выше сказанного следует понимать, что в левой части, до пересечения мнимой кривой (тонкой линии) с реальной (жирной линии) электродвигатель вентилятора работает с запасом по мощности, а в правой части после пересечения – электродвигатель перегружен, и при длительной работе может выйти из строя.

Пример характеристики вентилятора при комплектации электродвигателем

Рассмотрим такой пример. Если взять вентилятор ВЦ 14-46 №4, укомплектовать его электродвигателем 4кВт 1500 об/мин и включить такой вентилятор с открытым входом – то в таком случае рабочая точка вентилятора сместиться в крайнее правое положение на кривой полного давления Pv(Q) для n=1450 об/мин. При этом Q > 10 тыс. куб м и Рv=1400 Па ( точка А на графике).

Но чтобы перекачать такое количество воздуха и с таким давлением нужна установочная мощность электродвигателя не менее 7,5 кВт, а лучше и 11 кВт (смотрите на графике). Поэтому в таком режиме электродвигатель 4 кВт 1500 об/мин будет работать с большой перегрузкой. И наверняка очень скоро перегреется и выйдет из строя если у него нет соответствующей защиты.

И что же делать?

Надо закрывать вход вентилятора. Лучше шибером. Шибер — специальная заслонка для перекрытия потока воздуха. Процедуру перекрытия потока иногда еще называют шиберованием. Итак, лучше, когда первый запуск вентилятора происходит при закрытом шибере на входе вентилятора (то есть на «холостом» ходу).

«Холостой» ход для вентилятора — это работа вентилятора при закрытом входе (рабочая точка на реальной кривой полного давления вентилятора смещена влево).

После пуска агрегата шибер открываются одновременно с измерением тока потребления электродвигателя (рабочая точка по кривой смещается вправо). Постепенно открытием шибера значение тока потребления электродвигателя доводится до номинального* и при этом шибер фиксируется ( точка В на графике). Дальнейшее открытие шибера будет смещать рабочую точку вентилятора вправо (к точке А ), а это в нашем случае будет вводить электродвигатель 4 кВт 1500 об/мин в режим перегрузки.

* — Номинальный ток электродвигателя указан на шильдике электродвигателя.

Источник



Технические характеристики вентиляторов

При выборе вентиляторов большое значение имеют их характеристики. В данной статье будут подробно рассмотрены технические характеристики вентиляторов и то, на что влияет тот или иной показатель.

Вид вентилятора. Осевые, центробежные, радиальные, диаметральные и другие – всё это разные виды вентиляторов, имеющие разную сферу применения. В общеобменной и противодымной вентиляции чаще всего применяются радиальные и центробежные вентиляторы.

Читайте также:  Вентилятор ebmpapst s2d250 ai02 01

Расход воздуха. Один из ключевых показателей вентилятора – расход воздуха, который прокачивает данный вентилятор. Стоит отметить, что расход воздуха – величина не постоянная и зависит от аэродинамического сопротивления сети – длины воздуховодов, загрязненности фильтров, типа и размера решеток и другого вентиляционного оборудования. Кроме того, расход прокачиваемого вентилятором воздуха может меняться в зависимости от напряжения в электросети.

Напор вентилятора. Это вторая основная характеристика вентилятора. Напор показывает, какое сопротивление сети способен преодолеть данный вентилятор.

Расход воздуха и напор взаимосвязаны. Один и тот же вентилятор будет выдавать бóльший расход при меньшем напоре и меньший расход при бóльшем напоре. Это объясняется тем, что энергия вентилятора расходуется на создание расхода и напора, а также на потери внутри самого вентилятора. Если вентилятор будет тратить больше энергии на создание напора, то будет снижаться расход и наоборот. Иными словами, один и тот же вентилятор будет выдавать разный расход воздуха в разных системах вентиляции – из-за того, что у разных систем вентиляции разное аэродинамическое сопротивление.

Вентилятор для систем вентиляции следует подбирать по двум параметрам – требуемому расходу воздуха и напору (давлению), который должен создавать вентилятор.

Максимальный расход воздуха – весьма обманчивая техническая характеристика вентилятора. Многие склонны подбирать вентилятор только по расходу воздуха, ориентируясь на максимальный расход воздуха вентилятора и забывая про необходимый напор. Максимальный расход воздуха – это расход при отсутствии всякого сопротивления, то есть вне вентиляционной сети. При подключении вентилятора в вентиляционную сеть его расход резко падает, так как у сети есть сопротивление, и энергия вентилятора тратится не только на прокачку определенного объёма воздуха, но и на проталкивание этого объёма через фильтры, решётки, воздуховоды, отводы и прочее.

Мощность вентилятора. Мощность относится к второстепенным характеристикам и показывает, сколько энергии потребляет вентилятор из электросети. Знание мощности необходимо для подбора питающего кабели и автоматического выключателя в электрощите.

Напряжение (а также фазность и частота тока) – электрические характеристики вентилятора, которые следует учитывать при подборе. Одной из ошибок является выбор трёхфазного вентилятора для объекта, на котором доступно только однофазное электричество. Реже встречаются ошибки, связанные с выбором моделей, не предназначенных для работы в России (рассчитанных, например, на работу в электросети 60Гц, в то время как в российский стандарт – 50Гц).

Шум. Характеристика, влияющая на комфортность использования данного вентилятора в конкретном помещении. Любой вентилятор шумит при работе, поэтому вентиляторы не рекомендуется устанавливать в помещениях с постоянным пребыванием людей. Например, при устройстве вентиляции в квартирах, коттеджах и офисах вентиляторы устанавливают в тамбурах, коридорах, санузлах, гардеробных, технических и прочих помещениях.

Наличие электронной коммутации. Электронно-коммутируемые вентиляторы (EC-вентиляторы) имеют встроенный блок плавного регулирования производительности с одновременным изменением потребляемой мощности. EC-вентиляторы гораздо более экономичны по сравнению с обычными вентиляторами, так как на малых расходах воздуха экономят значительное количество электроэнергии.

У вентиляторов есть и другие характеристики – частота вращения рабочего колеса, вес, класс защиты, ёмкость конденсатора, но они не оказывают прямого влияния на выбор вентилятора.

Источник

ГОСТ 10616-90 (СТ СЭВ 4483-84) Вентиляторы радиальные и осевые. Размеры и параметры

Г.С. Куликов, В.Б. Горелик, В.М. Литовка, А.Т. Пихота, А.М. Роженко, Н.И. Василенко, Т.Ю. Найденова, А.А. Пискунов, И.С. Бережная, Е.М. Жмулин, Л.А. Маслов, Т.С. Соломахова, Т.С. Фенько, А.Я. Шарипов, В.А. Спивак, М.С. Грановский, М.В. Фрадкин

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 27.03.90 № 591

Читайте также:  Вентилятор канальный 125 лисвент

3. Срок первой проверки — 1995 г.

периодичность проверки — 5 лет

4. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 4483-84.

5. ВЗАМЕН ГОСТ 10616-73

6. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта, приложения

2.11; 2.14; приложение

Настоящий стандарт распространяется на вентиляторы радиальные одно- и двусторонние и на осевые одно- и многоступенчатые, предназначенные для систем кондиционирования воздуха, вентиляции, а также других производственных целей, повышающие абсолютное полное давление потока не более чем в 1,2 раза и создающие полное давление до 12000 Па при плотности перемещаемой среды 1,2 кг/м .

Стандарт не распространяется на вентиляторы, встраиваемые в кондиционеры, а также в другое оборудование.

1. ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ

1.1. Размер вентилятора характеризуется его номером. За номер вентилятора принимается значение, соответствующее номинальному диаметру рабочего колеса , измеренному по внешним кромкам лопаток и выраженному в дециметрах. Например, вентилятор с =200 мм обозначается № 2, =630 мм — № 6,3 и т. д.

1.2. Номинальные диаметры рабочих колес, диаметры всасывающих отверстий радиальных (черт. 1а) и осевых (черт. 1б) вентиляторов, снабженных коллекторами, и диаметры нагнетательных отверстий осевых вентиляторов, снабженных диффузорами, следует выбирать из ряда значений, соответствующих ряду R20 ГОСТ 8032, указанных в табл. 1.

При необходимости допускается применение ряда R80.

1.3. Вентиляторы разных номеров и конструктивных исполнений, выполненные по одной аэродинамической схеме, относятся к одному типу.

2. АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

2.1. За производительность (объемный расход) вентилятора , (м /с) принимается объемное количество газа, поступающего в вентилятор в единицу времени, отнесенное к условиям входа в вентилятор (см. приложение).

2.2. За полное давление вентилятора (Па) принимается разность абсолютных полных давлений потока при выходе из вентилятора и перед входом в него при определенной плотности газа.

2.3. За динамическое давление вентилятора (Па) принимается динамическое давление потока при выходе из вентилятора, рассчитанное по средней скорости в выходном сечении вентилятора.

2.4. За статическое давление вентилятора (Па) принимается разность его полного и динамического давления.

2.5. За мощность (кВт), потребляемую вентилятором, принимается мощность на валу вентилятора без учета потерь в подшипниках и элементах привода.

2.6. За полный КПД вентилятора принимается отношение полезной мощности вентилятора , равной произведению полного давления вентилятора на его производительность , к мощности , потребляемой вентилятором.

2.7. За статический КПД вентилятора принимается отношение полезной мощности вентилятора , равной произведению статического давления вентилятора на его производительность , к потребляемой мощности .

2.8. Быстроходность [(м/с) Па ] и габаритность [(м/с) Па ] вентилятора являются критериями для оценки пригодности работы вентилятора в режиме, заданном величинами , , и частотой вращения , и служат для сравнения вентиляторов различных типов.

2.9. Безразмерными параметрами вентилятора являются коэффициенты производительности , полного и статического давления, а также потребляемой мощности .

2.10. Аэродинамические качества вентилятора должны оцениваться по аэродинамическим характеристикам, выраженным в виде графиков (черт. 2) зависимости полного и статического и (или) динамического давлений, развиваемых вентилятором, потребляемой мощности полного и статического КПД от производительности при определенной плотности газа перед входом в вентилятор и постоянной частоте вращения его рабочего колеса. На графиках должны быть указаны размерности аэродинамических параметров.

Допускается построение аэродинамических характеристик при частоте вращения, изменяющейся в зависимости от производительности, с указанием этой зависимости ( ) на графике. Вместо кривых и на графике может указываться кривая динамического давления вентилятора.

Допускается при построении аэродинамической характеристики кривые ; и не указывать.

2.11. Аэродинамические характеристики вентилятора должны строиться по данным аэродинамических испытаний, проведенных в соответствии с ГОСТ 10921, с указанием одного из четырех типов присоединения вентилятора к сети (А, В, С, D), принятого по табл. 2.

Читайте также:  Вентилятор для сушки ресниц для чего

Типовой следует считать характеристику, полученную при испытаниях по типу присоединения вентилятора к сети А.

Источник

Аэродинамические характеристики вентилятора: как их «читать» и применять на практике?

В каталогах для вентиляторов часто приводят аэродинамические характеристики вентилятора в виде графика.

Рассмотрим такой график для центробежного вентилятора среднего давления и покажем почему иногда нельзя включать такой вентилятор с открытым входом.

Аеродинамические характеристики вентилятора среднего давления

В нашем случае это вентилятор среднего давления ВЦ 14-46 №4 . Рассмотрим пример его аеродинамических характеристик, взятых из паспорта на вентилятор.

На графике красным цветом отмечены мои дорисовки для лучшего понимания материала, изложенного ниже.

На графике:
Pv – полное давление, Па;
Q – производительность, тыс. м3/час;
– установочная мощность, кВт;
n – частота вращения рабочего колеса, об/мин;
η – КПД агрегата.Реальные кривые полного давления вентилятора Pv(Q) при вращении его рабочего колеса (крыльчатки) при оборотах n=950 об/мин и n=1450 об/мин обозначены двумя жирными линиями. Здесь же приведена серия ниспадающих кривых, пересекающих кривые Pv(Q) (тонкие линии). Эти кривые иногда называют кривыми мощности (или кривыми равной мощности). На каждой такой кривой приведена мощность электродвигателя.

На самом деле, это кривые полного давления Pv’(Q), которое имел бы этот вентилятор, если бы он работал с переменной частотой вращения, но при постоянной мощности.

Слева от точки пересечения с реальной кривой Pv(Q) — с повышенной частотой вращения относительно номинала, а правее точки пересечения — с пониженной частотой.

Из выше сказанного следует понимать, что в левой части, до пересечения мнимой кривой (тонкой линии) с реальной (жирной линии) электродвигатель вентилятора работает с запасом по мощности, а в правой части после пересечения – электродвигатель перегружен, и при длительной работе может выйти из строя.

Пример характеристики вентилятора при комплектации электродвигателем

Рассмотрим такой пример. Если взять вентилятор ВЦ 14-46 №4, укомплектовать его электродвигателем 4кВт 1500 об/мин и включить такой вентилятор с открытым входом – то в таком случае рабочая точка вентилятора сместиться в крайнее правое положение на кривой полного давления Pv(Q) для n=1450 об/мин. При этом Q > 10 тыс. куб м и Рv=1400 Па ( точка А на графике).

Но чтобы перекачать такое количество воздуха и с таким давлением нужна установочная мощность электродвигателя не менее 7,5 кВт, а лучше и 11 кВт (смотрите на графике). Поэтому в таком режиме электродвигатель 4 кВт 1500 об/мин будет работать с большой перегрузкой. И наверняка очень скоро перегреется и выйдет из строя если у него нет соответствующей защиты.

И что же делать?

Надо закрывать вход вентилятора. Лучше шибером. Шибер — специальная заслонка для перекрытия потока воздуха. Процедуру перекрытия потока иногда еще называют шиберованием. Итак, лучше, когда первый запуск вентилятора происходит при закрытом шибере на входе вентилятора (то есть на «холостом» ходу).

«Холостой» ход для вентилятора — это работа вентилятора при закрытом входе (рабочая точка на реальной кривой полного давления вентилятора смещена влево).

После пуска агрегата шибер открываются одновременно с измерением тока потребления электродвигателя (рабочая точка по кривой смещается вправо). Постепенно открытием шибера значение тока потребления электродвигателя доводится до номинального* и при этом шибер фиксируется ( точка В на графике). Дальнейшее открытие шибера будет смещать рабочую точку вентилятора вправо (к точке А ), а это в нашем случае будет вводить электродвигатель 4 кВт 1500 об/мин в режим перегрузки.

* — Номинальный ток электродвигателя указан на шильдике электродвигателя.

Источник

Adblock
detector