Как промыть радиатор прадо 120

Какой поставить радиатор на Прадо 120

решал ту же проблему, правда не на Прадо, а на GX470 вот копия моего поста на лексус-клубе. думаю, по Прадо ситуация похожая. будь внимательнее не только к ценам, а и к тому, что ты за эту цену получаешь.

http://club-lexus.ru/forum/viewtopic.php?t=33848&postdays=0&postorder=asc&start=0&per_page=15
___
ничего плохого не хочу сказать про фирму SAT, визуально смотрел — качество вроде ничего, ну обычный радиатор паяный в защитной среде. без явно видимых огрехов

но вот когда себе подбирал новый радиатор (а я все же поменял, хотя пытался отремонтировать — см. первую страницу трэда, ремонт не помог, потекли трубки ниже отремонтированных), обратил внимание на такую вещь: толщина оригинального радиатора 37мм (по матрице). ни один из рассмотренных мной неоригинальных радиаторов (смотрел Термал, Криомакс, и еще два каких-то, не помню сейчас фирму, если назовут, вспомню) не имел такой толщины! мерил лично. на каком-то толщина была 18 (. ) мм, это самый тонкий, на самом толстом из неоригинальных было 27мм. весьма неожиданная подстава оказалась.

вы представляете себе, насколько ниже будет теплосъем у неоригинала? и кстати, еще одно: субъективно, шаг гофрированной пластины на всем просмотренном мной неоригинале больше был, чем на моем оригинальном (еще один минус к теплосъему).

а теперь подумайте, сколько тепла (которое нужно рассеивать!) производит V-образная восьмерка, которая молотит летом в жару в пробке? учтите также и то, что перед радиатором двигателя конденсатор стоИт, и радиатор двигателя продувается УЖЕ подогретым воздухом (кондей в жару как правило работает ), что еще больше снижает эффективность удаления излишков тепла.

для радиатора охлаждения самый жесткий режим — это не зима, а именно лето, когда ОЖ под давлением внутри, а снаружи он продувается горячим воздухом в попытках стащить избыточное тепло с движка.

Источник



Как промыть систему охлаждения двигателя

Обычно автолюбители задаются проблемой промывки радиатора охлаждения двигателя в летнее время. Именно в жару чаще всего случаются перегревы двигателя через недостаточное охлаждение, ввиду загрязнения радиатора охлаждения. Строение системы таково, что засорение и недостаточный отвод тепла происходит не только из-за внешних факторов таких, как грязь, мусор и все остальное, с чем сталкивается автомобиль на наших дорогах, но и из-за внутренних – продукты разложения антифриза, ржавчина, накипи внутри системы.

система охлаждения двигателя

Для того чтобы промыть систему охлаждения двигателя возможно применение нескольких способов. Какой из них выбирать, зависит от степени загрязнения. Главное — не допускать банальных ошибок промывки системы.

Очистка дистиллированной водой

Этот способ подходит для новых автомобилей, у которых нет явных визуальных признаков загрязнения. Для такой промывки нужна дистиллированная вода, которая исключит появление накипи в радиаторе. Очевидно, что водопроводная вода, с большим количеством солей и примесей, не подойдет (вспомните свой чайник после использования водопроводной воды). Чистая вода заливается в радиатор и автомобиль запускается на холостой ход. После 20 минут работы в таком режиме, вода сливается и заливается новая.

Очистка подкисленной водой

В системе охлаждения двигателя может появится накипь, которая со временем просто забьет систему и сделает ее работоспособность затрудненной или вовсе невозможной. Обычная промывка водой тут, к сожалению, не поможет. Для промывки в этом случае готовят специальный слабокислый раствор в который добавляют уксус, каустическую соду или молочную кислоту.

Читайте также:  Радиатор отопления производитель оренбург

Промывка таким раствором схожа с промывкой дистиллированной водой с той лишь разницей, что после работы машины на холостом ходу жидкость не сливается, а оставляется на 2-3 часа в системе. После максимум трех подобных процедур вся накипь будет удалена. Затем нужно один раз промыть систему дистиллированной водой, как указано выше.

При чистке лимонной кислотой вам на 5 литров воды понадобится 100-120 г., а если собрались промывать уксусным раствором, то пропорцию нужно брать с расчетом на 10 л. воды 500 мл. 9% уксуса.

Промывка системы охлаждения на Рено

Промывка системы охлаждения на Ауди 100

Некоторые автовладельцы при промывке применяют даже каустик, но тут нужно быть очень и очень аккуратным, поскольку каустическую соду можно использовать лишь для промывки медных радиаторов! Раствор для такой промывки готовится из расчета на 1 л дистиллированной воды, 50–60 г. соды. Алюминиевые радиаторы и блоки цилиндров данное вещество разъедает!

Очистка спецсредствами

Среди всех возможных вариантов средств для очистки системы охлаждения, в продаже существуют особые жидкости. В своем составе они имеют различные химические растворы, которые способны удалить самые серьезные накипи и отложения внутри системы. При этом средства щадящее относятся к элементам автомобиля и не повреждают их. Такие средства можно приобрести в автомагазинах, а как пользоваться ими указано на упаковках. Впрочем, смысл такой же, как и с водой – средство заливается в радиатор и машина работает на холостом ходу. После промывки нужно вымыть средство дистиллированной водой.

Очистка внешних элементов радиатора

Система охлаждения требует ухода не только изнутри, но и снаружи. Грязь, пыль, песок, пух забиваются между ребрами радиатора и ухудшают теплообмен с воздушной средой. Чтобы очистить радиатор используют продувку или промывку струей воды.

Будьте предельно аккуратны с напором воды и физическим воздействием, вы можете погнуть ребра радиатора, что еще более усугубит неисправность системы охлаждения.

Источник

Промываем или меняем радиатор печки Prado 120

Снятие радиатора печки Прадо 120

Prado

Даже такие машины как Ленд Крузер Прадо не вечны. Что делать, если печка перестала обогревать переднюю пассажирскую часть?

Причины, по которым радиатор печки Прадо 120 начинает работать хуже, может быть несколько. Чаще всего он забивается, а это препятствует прохождению воздуха через него. При включенной печке все равно возможно ощущение прохлады в салоне автомобиля. Чтобы это устранить может потребоваться замена или промывка элемента.

Если прохладный воздух со стороны пассажира становится еще холоднее с увеличением скорости, то проблема не в радиаторе. Заслонки работают неправильно, поможет компьютерная диагностика.

радиатор печки Прадо 120

Снятие радиатора печки Прадо 120

радиатор печки Прадо 120

Наиболее часта причина поломки — загрязнение внутренностей узла, которое устраивает сам владелец.

Из-за чего забивается узел?

  1. Использование некачественного антифриза.
  2. Заливка воды, а не антифриза.
  3. Замена охлаждающей жидкости реже необходимого. При несвоевременной смене ОЖ образуется осадок, который забивает каналы.

Как правильно произвести демонтаж радиатора печки Прадо 120?

    Необходимо снять три пластиковых элемента обшивки панели, расположенные около педального узла.

Осмотрите деталь. Если на ней присутствуют серьезные повреждения или сильные следы износа, то лучше заменить деталь. Если вы не увидели сильных повреждений, то просто тщательно промойте узел.

Промывка радиатора Прадо 120

Большой плюс в радиаторе печки в том, что его можно промыть даже дома в ванне. Если внешние загрязнения легко удалить, то, как справиться с внутренними загрязнениями. Для следующего рецепта вам понадобится лимонная кислота и горячая вода. Алгоритм для промывки:

  1. Возьмите 50 г кислоты, если загрязнения сильные, то 100 г кислоты, и разбавьте их 1 литром воды.
  2. Залейте внутрь этот раствор и подождите 15-20 минут.
  3. Слейте раствор, и промойте элемент обычной водой.
  4. Повторите процедуру еще минимум 1 раз.
  5. После того, как вы в последний раз промыли деталь водой, залейте в него сантехническое средство для труб.
  6. Подождите еще 15 минут, промойте деталь водой в двух направлениях.

При обработке детали обратите пристальное внимание на уплотнительные резинки. Если они сильно повреждены, то следует заменить их новыми.

После промывки, установите элемент на место. Аккурутно завальцуйте соединения и замажьте герметиком.

Читайте также:  Радиатор биметаллический radena пенза

Замена радиатора

Чтобы поменять радиатор печки Прадо 120, купите новую запчасть. Фирмы SAT и AD Radiators вполне подойдут. Но отзывы о первом производителе не всегда положительны. Конкретные наименования выглядят: артикул запчасти фирмы SAT STTY913950 и еще один производитель — AD Radiators HR127.

замена радиатора Prado 120

У SATовской детали наблюдается очень слабое соединение трубок, которое можно посильнее поджать. Чтобы сделать замену, необходимо сначала провести демонтаж старого детали, а затем установить новый прибор. Если будете соединять новый радиатор резиновыми шлангами, то покупайте узел с соединительными трубками.

В конце работы нужно все аккуратно соединить с помощью металлических хомутов, а также установить на место воздуховод и пластик панели.

Промывка радиатора Prado 120

Помните, если соединение дадут большую течь, то горячая ОЖ прольется вам на ноги.

Возможные сложности

Не всегда можно гарантировать стопроцентный результат при промывке радиатора Прадо 120. Иногда, после промывки может наблюдаться течь. Она может решиться только заменой.

Еще одним из неприятных последствий промывки является образование воздушной пробки. Для того чтобы ее устранить, необходимо удостовериться, что не нарушена герметичность соединений. Только после этого можно удалять воздушную пробку.

радиатор печки Прадо 120

Самым лучшим способом является прогревание двигателя на холостых оборотах или поездка на 10 км. После этого нужно въехать в горку и выбрать максимальный режим обогрева. Поработать педалью акселератора в течение 5 минут на нейтральной передаче, только не забудьте открыть крышку на расширительном бачке.

Заключение

Нельзя сказать, что снятие радиатора печки Прадо 120 — сложная задача, но и не простая. Необходимо очень тщательно проверять каждый свой шаг, чтобы избежать ненужных последствий.

Помните, что сначала лучше сделать промывку. Если она не помогла, уже можно говорить о замене радиатора печки Prado 120. Если же вы хотите использовать неоригинальные запчасти, а аналоги, то отнеситесь к их выбору внимательно.

Источник

Замена радиатора охлаждения двигателя Toyota Land Cruiser Prado 120

Toyota Land Cruiser Prado 120. Система охлаждения. Замена радиатора охлаждения двигателя

С момента выпуска первого Toyota Land Cruiser Prado 120 прошло уже больше 12 лет. С возрастом и пробегом некоторые узлы и агрегаты подвергаются естественному износу. Система охлаждения не является исключением. Радиатор охлаждения двигателя выполнен из алюминиевого сплава. Процессы естественного окисления детали, а так же добавим к этому химические реагенты, которыми поливают дороги в зимний период времени — все это приводит к постепенному разрушению детали. При каждом техническом обслуживании проверяется уровень охлаждающей жидкости в самой системе и герметичность всей системы в целом. При обнаружении утечек владельцу следует проверять не только уровень охлаждающей жидкости, но и готовиться к ближайшей замене радиатора. Низкий уровень охлаждающей жидкости или ее отсутствие может привести к перегреву двигателя и его ремонту. Поэтому если Вы заметили утечки охлаждающей жидкости в системе охлаждения, не ленитесь, проверяйте ее уровень не только в самом расширительном бачке, но и в самом радиаторе в целом. Важно помнить — что проверку уровня охлаждающей жидкости в радиаторе стоит проводить на остывшем двигателе, в противном случае вы рискуете обжечься и испачкать одежду.

Читайте также:  Сетка защитная для радиатора веста св кросс

Чистота радиатора системы охлаждения — залог долголетия Вашего двигателя

С пробегом соты радиатора охлаждения и кондиционера забиваются песком, пылью и пухом. Все эти факторы ухудшают теплообмен и в запущенных случаях могут привести к повышению температуры охлаждающей жидкости и низкой эффективностью работы системы кондиционирования. Поэтому раз в 2- 3 года не будет лишним выполнить профилактическую мойку радиаторов. Качественно выполнить эту процедуру можно только со снятием данных узлов.

Какой радиатор выбрать? Оригинал или заменитель

Вопрос риторический. С учетом курса иностранной валюты стоимость оригинальной продукции может достигать до 40 000 рублей. Аналоги заменители стоят напорядок дешевле. Их стоимость может составлять от 6 000 до 20 000 рублей. Как показывает печальный опыт наших клиентов от покупки запасных частей по низкому ценовому диапазону лучше воздержаться. Качество пайки и посадочные диаметры под патрубки системы охлаждения оставляют желать лучшего и требуют дополнительной адаптации при монтаже и повышенному вниманию от владельца при эксплуатации. Ресурс такого радиатора — лотерея. При удачном стечении обстоятельств срок службы узла 1-1,5 года, при неудачном — может не превышать и месяца.

Охлаждающая жидкость

Крайне желательно применять только ту продукцию, которая рекомендована заводом изготовителем либо качественные аналоги. От покупки сомнительной продукции лучше воздержаться. Как правило, такая продукция низкого качества будет негативно влиять на всю систему охлаждения в целом.

И так переходим к самому процессу замены радиатора

Toyota Land Cruiser Prado 120. Система охлаждения. Замена радиатора охлаждения двигателя

Демонтируем диффузор, крыльчатку системы охлаждения, сливаем охлаждающую жидкость, отсоединяем патрубки.

Toyota Land Cruiser Prado 120. Система охлаждения. Замена радиатора охлаждения двигателя

Крупным планом показаны участки утечки охлаждающей жидкости в местах установки радиатора.

Toyota Land Cruiser Prado 120. Система охлаждения. Замена радиатора охлаждения двигателя

Toyota Land Cruiser Prado 120. Система охлаждения. Замена радиатора охлаждения двигателя

Демонтированный радиатор со следами утечек охлаждающей жидкости. Фотография со стороны двигателя.

Toyota Land Cruiser Prado 120. Система охлаждения. Замена радиатора охлаждения двигателя

Toyota Land Cruiser Prado 120. Система охлаждения. Замена радиатора охлаждения двигателя

Вид радиатора со стороны капота. Соты сильно забиты пухом и песком.

Toyota Land Cruiser Prado 120. Система охлаждения. Замена радиатора охлаждения двигателя

Toyota Land Cruiser Prado 120. Система охлаждения. Замена радиатора охлаждения двигателя

Проверяем чистоту радиатора системы кондиционирования. Для этих целей применяется мощный диодный фонарик.

Toyota Land Cruiser Prado 120. Система охлаждения. Замена радиатора охлаждения двигателя

Свет от светодиодного фонарика.

Toyota Land Cruiser Prado 120. Система охлаждения. Замена радиатора охлаждения двигателя

Toyota Land Cruiser Prado 120. Система охлаждения. Замена радиатора охлаждения двигателя

Свет, излучаемый от диодного фонарика, отчетливо виден. Это означает, что соты радиатора системы кондиционирования не забиты.

Toyota Land Cruiser Prado 120. Система охлаждения. Замена радиатора охлаждения двигателя

Новый радиатор системы охлаждения, предоставленный клиентом. Это не продукция завода изготовителя, но и не дешевый заменитель.

Переходим непосредственно к процессу установки.

Toyota Land Cruiser Prado 120. Система охлаждения. Замена радиатора охлаждения двигателя

Устанавливаем новый радиатор системы охлаждения.

Toyota Land Cruiser Prado 120. Система охлаждения. Замена радиатора охлаждения двигателя

Toyota Land Cruiser Prado 120. Система охлаждения. Замена радиатора охлаждения двигателя

Устанавливаем диффузор радиатора.

Toyota Land Cruiser Prado 120. Система охлаждения. Замена радиатора охлаждения двигателя

Toyota Land Cruiser Prado 120. Система охлаждения. Замена радиатора охлаждения двигателя

Устанавливаем расширительный бачок и патрубки системы охлаждения. Заливаем охлаждающую жидкость, предоставленную клиентом. Запускаем двигатель, прогреваем его до рабочей температуры и проверяем герметичность соединений и работоспособность всей системы. Затем устанавливаем декоративную крышку двигателя и пластиковый кожух.

Источник

Как промыт радиатор прадо 120

Как промыт радиатор прадо 120

Забитый грязью радиатор охлаждения двигателя так же негативно сказывается на состоянии автомобиля, как и холестериновые бляшки в кровеносных сосудах на самочувствии человека. Регулярная промывка радиатора охлаждения двигателя автомобиля в тех поможет избежать ряда неприятностей, устранение которых могло бы потребовать огромного количества времени и средств. Мы предлагаем услуги высокого качества по оптимальным ценам.

Услуга Цена
Чистка радиатора с разборкой 9 000 руб.
Чистка радиатора без разборки (индивидуально возможность обговаривается с мастерами) 2 500 руб.

Если радиатор охлаждения двигателя загрязнён, ему требуется чистка, иначе:

  • увеличивается расход топлива;
  • температура охлаждающей жидкости постоянно повышается;
  • вентилятор потребляет больше электроэнергии;
  • мотор вентилятора может выйти из строя.

Избежать ряда проблем с двигателем поможет регулярная мойка автомобильного радиатора. В ходе эксплуатации на него попадают пыль, насекомые, пух и мелкий мусор. Они забивают теплоотводящие каналы, что затрудняет работу системы охлаждения ДВС.

На вопрос о том, где промыть радиатор охлаждения, ответ только один: у профессионалов. От исполнителя этой процедуры требуются опыт и определённые навыки. Специалисты нашего автосервиса выполнят все необходимые работы бережно и качественно.

Обращение к некомпетентным специалистам может привести к загибу и деформации тонких пластинок автомобильного радиатора. Погоня за низкой ценой услуг приведёт к ухудшению состояния системы охлаждения.

Почему радиатор загрязняется

Причина внешнего загрязнения радиатора очевидна: грязь попадает на него прямо с дороги. Устройство находится в подкапотном пространстве и не имеет специальной защиты. В лучшем случае под радиатором может быть установлен небольшой щиток, не позволяющий крупным камням и мусору попасть в рёбра устройства.

В процессе эксплуатации радиаторы автомобилей загрязняются как внутри, так и снаружи

А причин внутреннего загрязнения существует две:

  • грязь попадает в систему охлаждения извне. Если в радиаторных шлангах или в самом радиаторе есть трещины и герметичность системы нарушена, то её засорение является лишь вопросом времени;
  • радиатор загрязняется из-за плохого антифриза. Не секрет, что найти сегодня качественный антифриз не так-то просто. Рынок буквально наводнён подделками. Особенно часто подделывают антифризы известных брендов.

И в грязном, и в поддельном антифризе содержится множество посторонних примесей. Радиатор в процессе работы сильно нагревается. Иногда антифриз может даже закипеть, а содержащиеся в нём примеси образуют накипь, которая затрудняет циркуляцию охлаждающей жидкости. Что и приводит к перегреву мотора.

Мойка радиатора автомобиля со снятием

Сложным, но действенным способом прочистки теплообменника будет с его снятием. Придется снять электрический вентилятор, отсоединить патрубки от системы двигателя, убрать другие элементы. Кроме того, может потребоваться демонтировать передний бампер, в зависимости от конструкции автомобиля.

После снятия радиатор рекомендуется почистить полностью, то есть, снаружи и внутри. Его полости нужно тщательно промыть химическими средствами, а затем проточной водой. Это повысит эффективность охлаждения. После установки всех элементов на автомобиль, нужно залить свежий антифриз.

Когда следует промывать радиатор

Вот признаки того, что система охлаждения засорилась:

  • двигатель быстро перегревается даже в холодное время года, после чего появляются провалы мощности, которые особенно заметны при попытке разогнаться;
  • на приборной панели постоянно горит лапочка «охлаждающая жидкость», хотя антифриз есть. Это ещё один типичный признак засорившегося радиатора.

Чтобы избежать вышеперечисленных проблем, производители автомобилей рекомендуют промывать системы охлаждения как минимум раз в 2 года.

Как очистить радиатор от накипи

Теперь поговорим о том, как очистить радиатор от накипи и солей жесткости. В качестве подобного фильтра от накипи, вы можете использовать обычный капрон. Берете женский колготок или носок, снимаете резиновый патрубок, который идет от радиатора к головке блока. Вставляете туда чулок, от чулка наружу должно остаться не более 5 сантиметров. Остаток чулка оборачиваете на шланг, ставите его на место и затягиваете хомутом небольшим. Затем вливаете воду и пускаете двигатель.

Вода потечет в радиатор, чулок в нем расправится вместе с водой. Все, что вам нужно в дальнейшем устранять накипь в радиаторе путем смены чулка. Это самый простой вариант, кустарный метод чистки от накипи. Но его эффективность естественно, малая. Для тех, кто хочет устранить накипь в радиаторе качественно, есть вариант сдать машину в ремонт.

В любой автомастерской, которая специализируется на ремонтах радиаторов, вам сделают профессиональную чистку и уже потом сказать, как очистить от накипи радиатор и автомобильный двигатель. Как делают чистку от накипи в таких профессиональных мастерских?

Первое, что делают, это снимают бачки. Иногда могут снимать один бачок, иногда их снимают оба. Для этого их распальцовывают или развальцовывают их. Соты чистят с помощью специальных шомполов, подобранных в соответствии с диаметром каждой соты. Затем каждую соту продувают сжатым воздухом, и только потом моют радиатор внутри.

Кроме всех этих манипуляций внутри радиатора, нужно еще произвести очистку от накипи снаружи. Его промывают и прочищают от накопившейся пыли, пуха, грязи. Для этого прочищают и продувают межсотовые тонкие пластины. Как правило, если компания специализируется на том, как очистить радиатор от накипи, то подобная очистка включает в себя еще и устранение различных вариантов течи соединений в радиаторе. Кроме этого, специалист всегда вам скажет, сколько времени еще проработает ваша система охлаждения.

Сегодня часто происходят случаи, когда вы покупаете не новую машину, и в процессе эксплуатации оказывается, что радиатор забит. Все, конечно можно исправить, только разве придется деньги выложить за подобное удовольствие, немалые. Радиатор чем жутко неудобен? Электромагнитный преобразователь накипи АкваЩит на него не установишь, нужно только специальную очищенную воду заливать в саму систему охлаждения, если она есть под рукой.

Так вот если вы купили автомобиль, и оказалось, что радиатор забит, то есть два пути решения подобной проблемы — либо кардинально снимать радиатор и двигатель и конкретно заниматься чисткой от накипи, либо же сделать профилактическую промывку от накипи в радиаторе. Если в радиаторе образовалась течь, и вам нужно как-то доехать, то в экстренных ситуациях, течь можно устранить с помощью сухой горчицы. Правда, это очень радикальный метод, и после его использования часть трубок радиатора вообще приходится полностью менять.

Но, что самое печальное, потом эта горчица осядет еще и и как очистить радиатор от накипи. И удалить такую смесь станет еще сложнее. Сегодня появилось огромное количество герметиков, которые можно применить для устранения течи в радиаторе. Если вы берете подобный герметик, то помните, что порошковые варианты работают так же, как и горчица. Поэтому отзывы нелестные. Есть вариант взять жидкий герметик. Но есть риск напороться на растворенный порошок, с некоторыми добавками. Эффект в результате тот же.

То есть если у вас в радиаторе много накипи, и она уже не дает работать нормально, а до замены радиатора или очистки от накипи еще далеко, то единственный вариант как-то предотвратить развитие трещин — воспользоваться герметиком. Есть еще вариант купить герметик-полимеризатор. Он достаточно дорогой. Смахивает на клей с нежно голубым цветом.

Как только такой герметик контактирует с горячим воздухом, он расплавляется и закрывает трещины. Если вы знаете как снять накипь в чайнике и радиаторе, то используйте свои навыки. То есть, как только вы заведете двигатель, этот герметик раскроется как роза в радиаторе, и закупорит временно трещины. Т.к. герметик весь мягкий, то при его распускании поверхности радиатора не будут повреждены.

Такие способы быстро устранить течь в радиаторе всегда временные и нужно бороться с причиной того, как очистить от накипи радиатор, по мере возможности. То есть чистку от накипи нужно проводить регулярно, очищенную воду лучше всего возить с собой.

Если же накипь в радиаторе уже сделала свое дело и радиатор треснул, появилась течь, то выход в этом случае один. Покупать новый радиатор или срочный его ремонт. Для этого снимают прибор, сливают воду, просушивают его. Ремонт радиатора зависит от того, из какого металла сделан он. Если это латунь, то трещины в радиаторе можно запаять. Если материал алюминий, то ремонт будет предусматривать обязательную холодную сварку.

Читайте также:  Как реставрировать решетку радиатора

Холодная сварка – это применение специальных двухкомпонентных клеев, на эпоксидной основе. Такая холодная сварка намного прочнее обычного эпоксидного герметика. Выпускать такое средство могут, как в жидком, так и в твердом виде. Просто так наносить эпоксидное покрытие на трещины нельзя. Предварительно радиатор нужно очистить от накипи. Все места обезжирить и тщательным образом высушить. Поскольку радиатор работает в экстремальных условиях, при высоких температурах и давлении, то при склейке трещин в радиаторе нужно быть особенно внимательным.

Источник



Как самостоятельно очистить радиатор печки на Toyota Land Cruiser Prado

Японский внедорожник Toyota Land Cruiser Prado относится к категории достаточно дорогостоящих машин. Но это оправдывается высоким уровнем надёжности, качеством исполнения и безотказности основных узлов.

Автомобиль Toyota Prado 120

Но со временем и по причине нарушений правил эксплуатации, те или иные поломки могут возникать. Применительно к системе отопления салона довольно часто среди владельцев этого внедорожника наблюдается одна и та же ситуация. Со стороны водителя печка работает нормально, а на пассажира дует холодным.

Причин, из-за которых печка плохо греет, может быть несколько. Но тут будет рассмотрен вопрос забитого радиатора отопителя. Именно он провоцирует возникновение подобных симптомов. Печка включается и работает, но в салоне ощущается острая нехватка тёплого воздуха.

Снимать или не снимать

Мало кто горит желанием проводить сложные демонтажные работы. А потому владельцы японского внедорожника больше интересуются тем, как можно почистить печку на Toyota Prado без снятия самого радиатора. Сделать это можно.

Такая процедура выполняется со стороны подкапотного пространства. Смысл в том, чтобы снять шланги входа и выхода, подключить туда другие шланги и насос. Затем через радиатор в обе стороны под давлением, создаваемым насосом, гоняется жидкость для очистки.

Представленный метод хорош тем, что снимать радиатор действительно не придётся. Но сделать это не так просто. Придётся приноровиться и добраться до узла через подкапотное пространство. Но самый главный минус заключается в низкой эффективности такой промывки.

Если загрязнения незначительные, есть смысл попробовать промыть без демонтажа. Но не удивляйтесь, когда после включения печки ситуация особо не изменится. Промывка без снятия не даёт обычно нужный эффект при более серьёзных загрязнениях внутренних полостей радиатора.

Всё это говорит о необходимости снять на Toyota Prado 120 печной радиатор, вытащить его и промыть в более комфортных условиях. Эффект окажется значительно выше. Это также возможность визуально осмотреть радиатор, проверить его на пригодность к дальнейшей эксплуатации, и заменить по мере необходимости.

Демонтажный этап

Чаще всего именно сам автовладелец провоцирует загрязнение внутренних полостей радиатора, из-за чего печка начинает плохо работать.

Печка Toyota Prado 120

Это может произойти, если заливать воду вместо полноценного антифриза, использовать жидкости охлаждения низкого качества, либо смешивать ОЖ, которые несовместимы друг с другом. Также банальная причина заключается в том, что водитель забывает вовремя поменять жидкость. Со временем она теряет свои свойства, а смешивание и применение воды провоцирует образование осадка. Всё это закупоривает каналы, печка перестаёт нормально работать.

Чтобы промыть печной радиатор на Toyota Prado, придётся для начала демонтировать и вытащить его. На самом деле это не так сложно. Автовладелец сам сможет справиться с поставленной задачей.

  • Для начала снимаются 3 пластиковых элемента обшивки панели, которая располагается в районе педального узла, перед ногами водителя.
  • Затем нужно снять воздуховод чёрного цвета. Именно он закрывает нам доступ к самому радиатору.
  • Теперь, когда воздуховод снят, к радиатору имеется полноценный доступ.
  • Под радиатором постелите какую-то клеёнку и подставьте ёмкость, куда будет сливаться антифриз.
  • С помощью плоской отвёртки нужно развальцевать соединение.
  • Сначала рекомендуется вытащить верхнюю трубку, через неё слить весь имеющийся там антифриз.
  • Затем трубки отводятся в сторону. Перед этим придётся снять крепёжную скобу.
  • Всё, радиатор можно извлекать.

Этап демонтажа на этом завершён.

Вынув радиатор, осмотрите его внешне. Если имеются серьёзные признаки износа, повреждения, течи и коррозии, смысла его промывать нет. Куда проще просто купить новый элемент, и установить его на место.

Радиатор печки автомобиля

Когда старый радиатор внешне выглядит неплохо, но он забился, его стоит попытаться промыть.

Промывка и чистка

Промывать радиатор отопителя от Toyota Prado 120 можно в домашних условиях. Лучше использовать большую ванну.

  • Самый простой и эффективный рецепт состоит из горячей воды (около 80-90 градусов Цельсия) и лимонной кислоты.
  • При сильных загрязнениях нужно 100 грамм кислоты на 1 литр воды. Для менее серьёзных случаев достаточно 50 грамм.
  • Полученный раствор заливается внутрь радиатора, закрыв при этом отверстия входа и выхода.
  • Дайте раствору вступить в реакцию с накипью, подержав его внутри около 20 минут.
  • Затем слейте раствор, подключите к входу или выходу из радиатора шланг, и под напором промойте его обычной водой.
  • Рекомендуется ещё раз повторить такую же процедуру.
  • После финальной промывки можно взять обычное сантехническое средство для труб, типа Крот.
  • Жидкость заливается внутрь радиатора, и настаивается ещё около 15 минут.
  • При этом Крот наверняка начнёт внутри бурлить, из патрубков радиатора может начать выходить газ. Старайтесь его не нюхать и проводить работы на открытом воздухе или в хорошо проветриваемом помещении.
  • Завершается очистка повторной промывкой чистой водой в двух направлениях, подавая воду через шланг по входному и выходному отверстию.

Внешние загрязнения также рекомендуется удалить.

При обратной сборке обратите внимание на состояние уплотнительных резинок на патрубках. Если они износились, лучше использовать новые. Для старых, но пригодных к использованию уплотнителей стоит дополнительно применить герметик. Завальцевать соединение не сложно, но стоит быть аккуратным, чтобы не нарушить герметичность соединения и не привести к попаданию частиц герметика внутрь радиатора.

Возможные последствия

Промыв радиатор отопителя на Toyota Prado 120, не всегда стоит рассчитывать на 100% результат. Иногда промывка даёт лишь временный эффект, после которого возникает течь, и решается проблема только путём замены старого радиатора.

Также при обратной сборке и заливке нового антифриза в системе появляется воздушная пробка. Первым делом нужно исключить нарушение герметичности соединений. Если всё соединено правильно, необходимо удалить воздушную пробку.

Проще всего это сделать следующим образом. Двигатель прогревается на холостых, либо путём проезда около 10 км. Затем нужно заехать на горку двигателем вперёд, включить ручник, выбрать максимальный режим обогрева и обдува печки и поработать педалью акселератора около 5 минут на нейтральной передаче. При этом не забудьте открыть крышку на расширительном бачке.

Процедуру снятия радиатора отопителя на внедорожнике Toyota Prado 120 нельзя назвать сложной. Но придётся уделить этому вопросу время и потратить свои силы. Если промывка не помогает, тогда единственным решением становится замена радиатора. Помимо оригинальных запчастей, для Toyota Prado 120 часто используются более дешёвые аналоги. Здесь отдавайте предпочтение наиболее качественным изделиям, которые обеспечат оптимальную работу системы отопления салона.

Источник

Промывка радиатора печки: как справиться без мастера

304

Не спешите разбирать полмашины и менять отопитель на новый: проблему можно решить быстрее и дешевле.

О чём нужно знать перед промывкой радиатора печки

Почему забивается радиатор печки

Промывка радиатора печки: как справиться без мастера

Засор радиатора — это одна из самых распространённых причин плохой работы отопителя салона. Чаще всего такое происходит из‑за некачественной охлаждающей жидкости, смешивания двух разных по составу антифризов или использования воды.

Всё это приводит к образованию налёта на стенках изнутри. Грязь наглухо закупоривает и без того тонкие трубки радиатора с завихрителями, нарушая циркуляцию, и ни о каком нагреве речи быть не может.

Как понять, что проблема в засоре

Проверить, действительно ли забит радиатор печки, довольно просто. Нужно найти два тонких патрубка, идущих в салон через перегородку моторного отсека, и пощупать их. Если один из них горячий, а второй еле тёплый или холодный, то это засор.

Читайте также:  Радиатор биметаллический radena пенза

В некоторых случаях из отопителя будет дуть холодный воздух, даже если горячими окажутся оба патрубка. Это может говорить о следующем: внутри всё забито так сильно, что нагретый антифриз попадает в бачок радиатора и, минуя соты, тут же покидает его, не успев отдать тепло.

Что с этим делать

Стандартное решение этой проблемы — замена радиатора на новый.

Второй вариант — промывка прямо на машине. В этом случае всё гораздо проще и ничего снимать не нужно. Достаточно отсоединить патрубки, идущие к отопителю, подключить вместо них насос со шлангами и прогнать через радиатор промывочный раствор.

Насколько эффективна промывка радиатора печки

Чистка радиатора гораздо легче, быстрее и однозначно дешевле замены, но у этой процедуры есть и минусы. Промывка не панацея, шансы на успех примерно 50 на 50. В запущенных случаях эффекта иногда нет.

Опять же, на старых машинах радиатор может дать течь только из‑за того, что смоются отложения, которые закрывали дырки в трубках. Ну и всегда есть вероятность повторного попадания грязи из системы охлаждения в промытую печку.

И всё же прежде чем менять радиатор, многие автовладельцы предпочитают сначала промыть его.

Как промыть радиатор печки, не снимая его

1. Приготовьте всё необходимое

Практически всё, что понадобится для очистки, можно найти в любом гараже, докупить в ближайшем авто- и бытовом магазине.

  • 150–200 г лимонной кислоты;
  • ведро на 8–10 л;
  • ёмкость для слива антифриза;
  • шланг длиной около 3 м;
  • хомуты;
  • провода;
  • сеточка, марля или капрон;
  • вода;
  • антифриз для доливки;
  • насос для перекачки;
  • кипятильник или плита;
  • гаечные ключи;
  • отвёртки.

2. Разберитесь с сутью процесса

Промывка радиатора печки: как справиться без мастера

Принцип промывки радиатора печки заключается в следующем. Отопитель отсоединяется от системы охлаждения и к нему подключается насос с шлангами. В отдельной ёмкости растворяется и подогревается химия, а затем с помощью насоса промывочная жидкость циркулирует через радиатор. Это позволяет растворить и вымыть всю скопившуюся грязь.

Чтобы мусор опять не попадал внутрь, на выходе его собирают и удаляют с помощью импровизированного фильтра из марли или старых капроновых колготок. Затем радиатор промывается чистой водой и штатные шланги системы охлаждения устанавливаются на место.

3. Снимите клеммы с аккумулятора

Промывка радиатора печки: как справиться без мастера

При снятии патрубков радиатора, возможно, придётся отсоединить несколько разъёмов проводки. Поэтому во избежание ошибок системы управления лучше обесточить бортовую сеть, сняв клеммы с аккумулятора. Сначала минусовую, затем — плюсовую.

Предварительно убедитесь, что отопитель установлен на максимальный нагрев. Если управление осуществляется с помощью крана, то в закрытом положении он будет блокировать проток жидкости и мешать промывке.

4. Слейте охлаждающую жидкость

Промывка радиатора печки: как справиться без мастера

Отопитель заполнен антифризом. Чтобы жидкость не вытекла на пол, когда будете снимать патрубки, её нужно слить в заранее приготовленную ёмкость через пробку на основном радиаторе.

Поскольку печка — не самая низкая точка системы, сливать можно не весь антифриз, а лишь часть. При должной аккуратности это получится сделать прямо через патрубки во время снятия.

5. Снимите патрубки с радиатора печки

Промывка радиатора печки: как справиться без мастера

Найдите и отсоедините два тонких патрубка, которые идут в салон. Они находятся между двигателем и перегородкой моторного отсека. Обычно их легко обнаружить, но если не получается или боитесь ошибиться — сверьтесь с документацией к авто или поищите в интернете.

Затем просто ослабьте прижимные хомуты и снимите трубки, вращая из стороны в сторону. Будьте готовы к тому, что из них вытечет ещё немного охлаждающей жидкости.

6. Подключите шланги и насос

Промывка радиатора печки: как справиться без мастера

Возьмите любые подходящие по диаметру шланги (обычно диаметром 16 или 18 мм), наденьте на трубки отопителя и зафиксируйте хомутами. Свободный конец одного из шлангов соедините с насосом, второй обмотайте марлей и опустите в ёмкость для промывки. Также наденьте на насос небольшой отрезок шланга для забора жидкости.

Должна получиться примерно такая схема, как на фото. В качестве насоса удобнее всего использовать дополнительную помпу отопителя от «Газели», которая дёшево продаётся в любом автомагазине. Из других вариантов — циркуляционный насос от котла или дачный насос для полива.

7. Приготовьте и подогрейте промывку

Промывка радиатора печки: как справиться без мастера

Для очистки от грязи и накипи используются специализированные средства, реагенты для очистки канализации, каустическая сода и обычная лимонная кислота. Последняя наиболее безопасна и при этом не менее эффективна.

Возьмите 5–6 л воды и засыпьте 150–200 г обычной лимонной кислоты, хорошо размешайте и подогрейте раствор. Нагревать можно с помощью кипятильника, на электроплите или от газовой горелки. Для максимального эффекта температура воды должна быть не менее 75 °C, а лучше — близкой к кипению.

8. Запустите насос

Промывка радиатора печки: как справиться без мастера

Заполните заборный шланг насоса раствором, быстро окуните трубку в ёмкость и включите насос, подав питание. После этого начнётся процесс промывки: жидкость будет циркулировать, сливаясь в ведро и опять поступая из него в радиатор.

Если отопитель забит слишком сильно, поначалу вода будет вытекать из него слабой струйкой. Затем по мере воздействия раствора напор увеличится.

На полную промывку уходит от одного до нескольких часов в зависимости от состояния радиатора. Если загрязнения сильные, то, возможно, придётся сменить раствор на свежий.

Главное, каждые 15–20 минут менять направление циркуляции, переставляя местами шланги на насосе. Это поможет вымыть максимальное количество грязи.

Когда на выходе из радиатора хорошим потоком пойдёт относительно чистая вода, промывку можно считать завершённой.

9. Промойте радиатор водой

Промывка радиатора печки: как справиться без мастера

По окончании процесса нужно смыть остатки лимонной кислоты, чтобы она позже не смешалась с охлаждающей жидкостью в системе.

Для этого достаточно прогнать через радиатор несколько литров дистиллированной воды. Слейте остатки раствора, ополосните ёмкость, а затем наполните водой и запустите насос, как в предыдущем шаге.

10. Залейте антифриз

Промывка радиатора печки: как справиться без мастера

После всех манипуляций струёй воздуха удалите остатки воды из радиатора и отсоедините промывочные шланги. Установите на их место штатные и зафиксируйте хомутами.

Ещё раз всё проверьте и убедитесь, что пробки закрыты. Далее залейте антифриз, который сливали ранее, а при необходимости добавьте новый — чтобы уровень в расширительном бачке соответствовал норме.

11. Удалите воздушные пробки

Промывка радиатора печки: как справиться без мастера

При снятии патрубков и промывке в системе охлаждения неизбежно образуются воздушные пробки. Со временем они выйдут сами, но из‑за них отопитель может работать с перебоями, поэтому лучше избавиться от воздуха сразу.

Для этого нужно заехать на эстакаду или крутую горку, чтобы поднять радиатор авто как можно выше, и несколько раз хорошенько нажать на газ. В этот момент будет слышно бульканье внутри отопителя, которое прекратится после выхода пробок.

12. Проверьте работу отопителя

Промывка радиатора печки: как справиться без мастера

Хорошо прогрейте двигатель и оцените результат. Если проблема действительно была в забитом радиаторе и вы всё сделали правильно, эффект приятно удивит. Печка будет греть как новая, при этом тепло из воздуховодов начнёт идти уже через пару минут после запуска двигателя.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Средства: чем промыть систему охлаждения двигателя от ржавчины и накипи

Забитый грязью радиатор охлаждения двигателя так же негативно сказывается на состоянии автомобиля, как и холестериновые бляшки в кровеносных сосудах на самочувствии человека. Регулярная промывка радиатора охлаждения двигателя автомобиля в тех поможет избежать ряда неприятностей, устранение которых могло бы потребовать огромного количества времени и средств. Мы предлагаем услуги высокого качества по оптимальным ценам.

Услуга Цена
Чистка радиатора с разборкой 9 000 руб.
Чистка радиатора без разборки (индивидуально возможность обговаривается с мастерами) 2 500 руб.

Если радиатор охлаждения двигателя загрязнён, ему требуется чистка, иначе:

  • увеличивается расход топлива;
  • температура охлаждающей жидкости постоянно повышается;
  • вентилятор потребляет больше электроэнергии;
  • мотор вентилятора может выйти из строя.

Избежать ряда проблем с двигателем поможет регулярная мойка автомобильного радиатора. В ходе эксплуатации на него попадают пыль, насекомые, пух и мелкий мусор. Они забивают теплоотводящие каналы, что затрудняет работу системы охлаждения ДВС.

Читайте также:  Радиатор отопления высота от пола подоконник

На вопрос о том, где промыть радиатор охлаждения, ответ только один: у профессионалов. От исполнителя этой процедуры требуются опыт и определённые навыки. Специалисты нашего автосервиса выполнят все необходимые работы бережно и качественно.

Обращение к некомпетентным специалистам может привести к загибу и деформации тонких пластинок автомобильного радиатора. Погоня за низкой ценой услуг приведёт к ухудшению состояния системы охлаждения.

Почему радиатор загрязняется

Причина внешнего загрязнения радиатора очевидна: грязь попадает на него прямо с дороги. Устройство находится в подкапотном пространстве и не имеет специальной защиты. В лучшем случае под радиатором может быть установлен небольшой щиток, не позволяющий крупным камням и мусору попасть в рёбра устройства.

В процессе эксплуатации радиаторы автомобилей загрязняются как внутри, так и снаружи

А причин внутреннего загрязнения существует две:

  • грязь попадает в систему охлаждения извне. Если в радиаторных шлангах или в самом радиаторе есть трещины и герметичность системы нарушена, то её засорение является лишь вопросом времени;
  • радиатор загрязняется из-за плохого антифриза. Не секрет, что найти сегодня качественный антифриз не так-то просто. Рынок буквально наводнён подделками. Особенно часто подделывают антифризы известных брендов.

И в грязном, и в поддельном антифризе содержится множество посторонних примесей. Радиатор в процессе работы сильно нагревается. Иногда антифриз может даже закипеть, а содержащиеся в нём примеси образуют накипь, которая затрудняет циркуляцию охлаждающей жидкости. Что и приводит к перегреву мотора.

Мойка радиатора автомобиля со снятием

Сложным, но действенным способом прочистки теплообменника будет с его снятием. Придется снять электрический вентилятор, отсоединить патрубки от системы двигателя, убрать другие элементы. Кроме того, может потребоваться демонтировать передний бампер, в зависимости от конструкции автомобиля.

После снятия радиатор рекомендуется почистить полностью, то есть, снаружи и внутри. Его полости нужно тщательно промыть химическими средствами, а затем проточной водой. Это повысит эффективность охлаждения. После установки всех элементов на автомобиль, нужно залить свежий антифриз.

Когда следует промывать радиатор

Вот признаки того, что система охлаждения засорилась:

  • двигатель быстро перегревается даже в холодное время года, после чего появляются провалы мощности, которые особенно заметны при попытке разогнаться;
  • на приборной панели постоянно горит лапочка «охлаждающая жидкость», хотя антифриз есть. Это ещё один типичный признак засорившегося радиатора.

Чтобы избежать вышеперечисленных проблем, производители автомобилей рекомендуют промывать системы охлаждения как минимум раз в 2 года.

Как очистить радиатор от накипи

Теперь поговорим о том, как очистить радиатор от накипи и солей жесткости. В качестве подобного фильтра от накипи, вы можете использовать обычный капрон. Берете женский колготок или носок, снимаете резиновый патрубок, который идет от радиатора к головке блока. Вставляете туда чулок, от чулка наружу должно остаться не более 5 сантиметров. Остаток чулка оборачиваете на шланг, ставите его на место и затягиваете хомутом небольшим. Затем вливаете воду и пускаете двигатель.

Вода потечет в радиатор, чулок в нем расправится вместе с водой. Все, что вам нужно в дальнейшем устранять накипь в радиаторе путем смены чулка. Это самый простой вариант, кустарный метод чистки от накипи. Но его эффективность естественно, малая. Для тех, кто хочет устранить накипь в радиаторе качественно, есть вариант сдать машину в ремонт.

В любой автомастерской, которая специализируется на ремонтах радиаторов, вам сделают профессиональную чистку и уже потом сказать, как очистить от накипи радиатор и автомобильный двигатель. Как делают чистку от накипи в таких профессиональных мастерских?

Первое, что делают, это снимают бачки. Иногда могут снимать один бачок, иногда их снимают оба. Для этого их распальцовывают или развальцовывают их. Соты чистят с помощью специальных шомполов, подобранных в соответствии с диаметром каждой соты. Затем каждую соту продувают сжатым воздухом, и только потом моют радиатор внутри.

Кроме всех этих манипуляций внутри радиатора, нужно еще произвести очистку от накипи снаружи. Его промывают и прочищают от накопившейся пыли, пуха, грязи. Для этого прочищают и продувают межсотовые тонкие пластины. Как правило, если компания специализируется на том, как очистить радиатор от накипи, то подобная очистка включает в себя еще и устранение различных вариантов течи соединений в радиаторе. Кроме этого, специалист всегда вам скажет, сколько времени еще проработает ваша система охлаждения.

Сегодня часто происходят случаи, когда вы покупаете не новую машину, и в процессе эксплуатации оказывается, что радиатор забит. Все, конечно можно исправить, только разве придется деньги выложить за подобное удовольствие, немалые. Радиатор чем жутко неудобен? Электромагнитный преобразователь накипи АкваЩит на него не установишь, нужно только специальную очищенную воду заливать в саму систему охлаждения, если она есть под рукой.

Так вот если вы купили автомобиль, и оказалось, что радиатор забит, то есть два пути решения подобной проблемы — либо кардинально снимать радиатор и двигатель и конкретно заниматься чисткой от накипи, либо же сделать профилактическую промывку от накипи в радиаторе. Если в радиаторе образовалась течь, и вам нужно как-то доехать, то в экстренных ситуациях, течь можно устранить с помощью сухой горчицы. Правда, это очень радикальный метод, и после его использования часть трубок радиатора вообще приходится полностью менять.

Но, что самое печальное, потом эта горчица осядет еще и и как очистить радиатор от накипи. И удалить такую смесь станет еще сложнее. Сегодня появилось огромное количество герметиков, которые можно применить для устранения течи в радиаторе. Если вы берете подобный герметик, то помните, что порошковые варианты работают так же, как и горчица. Поэтому отзывы нелестные. Есть вариант взять жидкий герметик. Но есть риск напороться на растворенный порошок, с некоторыми добавками. Эффект в результате тот же.

То есть если у вас в радиаторе много накипи, и она уже не дает работать нормально, а до замены радиатора или очистки от накипи еще далеко, то единственный вариант как-то предотвратить развитие трещин — воспользоваться герметиком. Есть еще вариант купить герметик-полимеризатор. Он достаточно дорогой. Смахивает на клей с нежно голубым цветом.

Как только такой герметик контактирует с горячим воздухом, он расплавляется и закрывает трещины. Если вы знаете как снять накипь в чайнике и радиаторе, то используйте свои навыки. То есть, как только вы заведете двигатель, этот герметик раскроется как роза в радиаторе, и закупорит временно трещины. Т.к. герметик весь мягкий, то при его распускании поверхности радиатора не будут повреждены.

Такие способы быстро устранить течь в радиаторе всегда временные и нужно бороться с причиной того, как очистить от накипи радиатор, по мере возможности. То есть чистку от накипи нужно проводить регулярно, очищенную воду лучше всего возить с собой.

Если же накипь в радиаторе уже сделала свое дело и радиатор треснул, появилась течь, то выход в этом случае один. Покупать новый радиатор или срочный его ремонт. Для этого снимают прибор, сливают воду, просушивают его. Ремонт радиатора зависит от того, из какого металла сделан он. Если это латунь, то трещины в радиаторе можно запаять. Если материал алюминий, то ремонт будет предусматривать обязательную холодную сварку.

Холодная сварка – это применение специальных двухкомпонентных клеев, на эпоксидной основе. Такая холодная сварка намного прочнее обычного эпоксидного герметика. Выпускать такое средство могут, как в жидком, так и в твердом виде. Просто так наносить эпоксидное покрытие на трещины нельзя. Предварительно радиатор нужно очистить от накипи. Все места обезжирить и тщательным образом высушить. Поскольку радиатор работает в экстремальных условиях, при высоких температурах и давлении, то при склейке трещин в радиаторе нужно быть особенно внимательным.

Источник

Adblock
detector